Общественно-политический журнал

 

Индекс потребительских настроений в Москве упал до исторического минимума

Всего за четыре месяца индекс потребительских настроений (ИПН), указывающий на то, насколько оптимистично люди оценивают состояние своих личных финансов и готовность тратить деньги, рухнул в Москве сразу на 45 пунктов, сообщает компания GfK. Если в ноябре 2014 года значение индекса в столице составляло 109 пунктов, то в марте 2015 года он опустился до 64 пунктов.

С таким пессимизмом москвичи не смотрели в будущее еще никогда. Даже в кризисных 2008–2009 годах значение ИПН в Москве не опускалось ниже 79 пунктов. В целом по России ИПН снизился с прошлой осени на 21 пункт — с 95 до 74 пунктов, что является самым низким результатом с весны кризисного ​2009 года.

«В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, — в том числе и из-за «плохих» настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп», — отмечается в отчете GfK.

ВВП России по итогам ноября 2014 года ушел в минус, впервые с 2009 года. Падение составило 0,5%, сообщило Минэкономразвития 29 декабря. Это не единственный антирекорд года – 15 декабря курс рубля к доллару за несколько часов обвалился более чем на 8,5%. К тому моменту российская валюта с начала года обесценилась почти в два раза. Прошлый антирекорд по рублю был зафиксирован в январе 1999 года. Девальвации предшествовало снижение нефтяных цен на протяжении пяти месяцев, ужесточающиеся санкции ЕС и США и российские «антисанкции». Усугубило ситуацию решение стран ОПЕК не снижать квоту по добыче нефти. После этого цены на сырье рухнули, ускорились отток капитал и инфляция. Золотовалютные резервы продолжали тратиться, а рейтинг одобрения президента – расти. Пропаганда, ведь, не требует больших капиталовложений на удобренной десятилетиями почве.

По словам генерального директора GfK в России Александра Демидова, нынешний кризис оказался для потребительского рынка России более глубоким, чем в 2008–2009 годах, даже несмотря на то что «российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния», чем семь лет назад.

Более того, если в 2008–2009 годах большинство россиян были уверены, что кризис продлится не больше года-двух, то теперь большинство участников исследования GfK ожидают, что кризис продлится три-четыре года.

В отчете компании подчеркивается, что в 2010 году сильно помог «отложенный спрос», оживший потребительский рынок, когда успокоившиеся россияне снова начали тратить. Однако теперь на аналогичный исход, по мнению социологов, рассчитывать сложно.

«Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 года, когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары, можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго», — отмечается в отчете.

Ни проверки генпрокуратуры, ни возможность государственного регулирования цен не останавливают продуктовых ретейлеров от переписывания ценников. Каждый день приносит россиянам новые сюрпризы в виде очередных витков подорожания овощей, фруктов, мяса, рыбы и проч. По данным Росстата, сильнее всего в этом году дорожают огурцы и капуста: за первые 19 дней января их стоимость выросла в среднем на 22%; остальные продукты ведут себя скромнее. Корреспонденты РБК прошлись по московским магазинам, чтобы выяснить, насколько официальная статистика отражает реальное состояние цен.

Речь, в частности, идет о том, что «жертвы кризиса» стали больше внимания уделять сравнению цен, при выборе из нескольких вариантов чаще стали делать выбор в пользу более дешевых и начали откладывать на потом покупку товаров длительного спроса и особенно дорогих новинок.

«С распространением мобильного интернета потребитель будет готов сравнивать цены не только при покупках в онлайне, но при покупках в традиционных магазинах — даже на товары повседневного спроса. В связи с этим среди трендов рынка следует ожидать роста внимания россиян к интернет- и мобильным платформам, скомбинированным с геолокационными сервисами и предлагающим возможность сравнить цены в режиме реального времени на любые товары на выбранной географии», — подчеркивается в отчете.