Общественно-политический журнал

 

Или Конституция Российской Федерации, или русский Боко харам

"Боко харам" — радикальная нигерийская исламистская террористическая организация, целью которой является введение шариата на всей территории Нигерии и искоренение западного образа жизни. "Боко харам" переводится с языка хауса как "западное образование запрещено".

8 марта 1983 года президент Соединенных Штатов Америки Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла». «Откуда он знает?» — хохмили мы с приятелем.

Время было на редкость отвратное, после смерти Брежнева у советской власти сгрудились какие-то совсем уж карикатурные маразматики. Официальное словесное отношение к США было, конечно, суровое донельзя. Спрашиваю себя сегодня, откуда люди тогда брали, что весь казенный антиамериканизм — это только болтовня. Вроде бы, так оно и было. Но точного ответа дать не могу. Были еще живы и те, кто помнил, что значила американская помощь в годы Великой отечественной войны.

Америка была для Советов страной чудес, величайших достижений, соперничество с которой было бессмысленно, но не бесполезно. Власти все время навязывали гражданам какую-то низкокалорийную статистику, из которой должно было следовать, что в обозримом будущем СССР хоть по какому-нибудь показателю докатится до супостата — может, чугунными чушками, а может — куриными яйцами.

«Мы Америку догнали по надою молока,

А по мясу мы отстали — член сломался у быка».

А в 1988 году президент Рейган приехал в Советский Союз с визитом. Хорошо помню, как он начал свою речь в телевизоре. «Большинство граждан США никогда не увидят СССР. Большинство граждан СССР никогда не увидят США». Это звучало как-то уж слишком мрачно, хоть было и остается трюизмом.

Но президент Рейган сделал из этого трюизма совершенно правильный вывод: и все-таки, разве мы не можем сверить наши человеческие часы? Почему бы нам не начать жить в одном общем мире?

Кто-то переспросил Рейгана, по-прежнему ли президент США готов назвать СССР «империей зла». И Рейган откровенно сказал, что, мол, нет, что больше он так не думает. Времена, сказал он, изменились. Это был, напомню, 1988 год.

Через два коротких года Советский Союз перестанет существовать, а возникшие на его месте новые государства станут — не все, но по большей части, — даже союзниками Соединенных Штатов.

Довольно долго союзницей США будет и Российская Федерация. Хотя формула президента Рейгана распространяется теперь и на маленькую Россию: «Большинство жителей США никогда не побывает в Российской Федерации, а большинство жителей Российской Федерации никогда не побывает в Соединенных Штатах».

Только теперь к этой печальной формуле добавилось некое новое знание.

Гражданам Российской Федерации это новое знание пока не кажется невероятным, но оно все-таки довольно неожиданно. Чтобы увидеть его еще и с другого боку, я бы вспомнил еще и богатое имя «Швейцария». Это не только название прекрасной страны, альпийской конфедерации. Швейцария в русском языке — это концепт несбыточной разумности. С Америкой, в рамках не вполне научной, но иногда симпатичной теории «национальных картин мира», еще можно состязаться, несмотря на грандиозное превосходство во всем большом. А вот с швейцарцами любое состязание совершенно бесполезно и бессмысленно. Понятное дело, швейцарцы совсем-совсем другие. У них все такое миниатюрное и спрятанное глубоко в пещерах, а мы живем напоказ. Потом они все время туда же — со своими мелочными правилами. Сюда не ходи, сюда не плюнь. Вон, даже Солженицын не ужился там — переехал в североамериканский штат Вермонт. Да что Солженицын! У меня в кармане куртки нашелся трамвайный билет многоразовый швейцарский на десять поездок. Три уже использованы. А я его третий год даже выбросить не могу, потому что билет действителен до 2018 года! От одной встречи со Швейцарией жаба начала душить русского человека!

Но вот этой эпохе теперь кладут конец.

Между 1983 годом, когда президент Рейган оставил на подыхающем совке клеймо «империя зла», и годом 2014, когда руководство Российской Федерации решило преобразовать свою страну в «Новороссию», Россия удивительным образом завершила целую историческую эпоху и сейчас на наших глазах вступает в новую.

Впервые за эти тридцать лет большинство населения Российской Федерации решилось добровольно отказаться от ключевых признаков общности с Соединенными Штатами и Швейцарией. Началось это, правда, не с аннексии Крыма и не с нападения на Донбасс, а чуть раньше — с фактического отказа от соблюдения собственной Конституции РФ в 2012 году. Тогда только горстка людей попыталась вразумить сограждан, что выборы — это святое. Только горстка юристов пыталась напомнить, что 81 статья Конституции России запрещает кому бы то ни было занимать президентский пост больше двух сроков подряд.

Большинство жителей России ответило в 2012 году в точности так, как сейчас говорят в Нигерии: «Боко харам!» В переводе на русский с хауса это и означает: «Западное образование нам запрещено!»

Боко харам! — нарядным молодым Пуссирайтам за попытку пообщаться с Богородицей.

Боко харам! — всем, кто требует соблюдения гражданских прав от властей, от чиновников и от полиции.

Боко харам! — всем, кто сомневается в единственно верном пути, которым ведет свой народ узурпатор и по совместительству национальный лидер.

Боко харам! — всем, кто пьет кока-колу в «Макдональдсе»!

Боко харам! — всем, кто сомневается в праве нашего любимого вождя и спасителя народа от пиндосов завалить оскорбившего его политического противника — ничтожного болтуна, за которым нет ни влияния, ни силы.

Боко харам! — всем, кто помешает нашим доблестным «диким дивизиям» пройти огнем и мечом от Донбасса до Киева и Львова, изумляясь, как под ударами сынов Неведомого Черта отпрыгивают в леса изнеженные европейские лягушки! Отвыкли квакушки от аромата чекистской портянки!

Сегодня, отмечая 32-ую годовщину судьбоносного высказывания старшего товарища Рейгана, мы вынуждены признать: это в Советском Союзе можно было помалкивать, потому что по умолчанию совграждан принимали в цивилизованных странах примерно за таких же сапиенсов, как все остальные европейцы. Сейчас приходится выбирать: или Конституция Российской Федерации, или Боко харам.