Общественно-политический журнал

 

Когда у нации отсутствует совесть, ее место заменяет подлость

Советские солдаты выкапывают столб на погранзаставе Майнила, 30 ноября 1939 года

Если вы думаете, что образование различного рода «народных республик» на территории чужих государств по команде из Москвы и «народных правительств» этих «республик» из граждан России - это какое-то ноу-хау Кремля, то вы ошибаетесь. Использование регулярных формирований русского войска на чужой территории под видом «народных армий» марионеточных «республик» - тоже не новшество. Все это уже было. В том числе - не первый, но и не в последний раз - 75 лет назад.

...В последний день осени 1939 года миролюбивый советский народ с радостью узнал, что «по приказу Главного командования Красной Армии, ввиду новых вооруженных провокаций со стороны финской военщины, войска Ленинградского военного округа в 8 часов утра 30 ноября перешли границу Финляндии на Карельском перешейке и в ряде других районов».

Надо сказать, что попытки сформировать прокоммунистическое правительство и разжечь во враждебных странах гражданскую войну Кремлём предпринимались и ранее. Ещё в 1920 году председателем польского правительства был шеф ВЧК поляк Дзержинский. Однако затея эта провалилась. Поляки не поддались пропаганде и отстояли независимость страны. Видимо, в Кремле этот урок не учли. Поэтому на неудачу была обречена и попытка создания финского правительства. Хотя уже на третий день войны СССР и подписал с ним договор о дружбе и взаимопомощи. Впрочем, никакой реальной роли он не играл. По сути, Кремль договаривался сам с собой.

А в первый день зимы народы СССР и всего мира узнали, что, мол, «восставшими финскими солдатами и рабочими» в занятом Красной армией в первый день войны пограничном городке Териоки создано «народное правительство». Это «правительство» на следующий же день подписало соглашение о взаимопомощи с СССР и сделало еще несколько публичных жестов, призванных продемонстрировать «братскую дружбу с советским народом» и «совместную борьбу за мир».

Вот несколько показательных фрагментов из декларации о создании этого «правительства». Цитирую на языке оригинала, так как написана она была не финском, а на русском языке, и не в Териоки, а в Москве. Так же на русском языке написал свою фамилию под соглашением с СССР глава этого «правительства» Отто Куусинен…

«Продав интересы самостоятельности страны, плутократические заправилы Финляндии, совместно со всякими империалистическими врагами финляндского и советского народов, беспрестанно стряпали планы антисоветских военных провокаций и, наконец, ввергли нашу страну в горнило войны против социалистического Советского Союза – великого друга финляндского народа.

В этой критической обстановке широкие массы финляндского трудового народа, которые всегда хотели и хотят жить в мире с народами страны Советов, считают своим элементарным правом и своей священной обязанностью взять судьбу родины в свои надежные руки.

Народное правительство Финляндии рассматривает как свою первостепенную задачу свержение правительства финляндских белогвардейцев, разгром его вооруженных сил, заключение мира и обеспечение независимости и безопасности Финляндии путем установления прочных дружественных отношений с Советским Союзом»

Конечно, декларация должна легитимизировать советскую агрессию. «Законное правительство Финляндии приглашает правительство СССР оказывать Финляндской Демократической Республике всё необходимое содействие силами Красной Армии».

Это позволило Вячеславу Молотову, в то время главе советского правительства и наркому иностранных дел, отрицать «грязные инсинуации буржуазной прессы» о советском вторжении в Финляндию: никакого вторжения нет, там идет гражданская война, Красная армия не воюет против финнов, мы только предоставляем «братскую помощь законному народному правительству Финляндской Демократической Республики».

Роль премьера и министра иностранных дел в «народном правительстве» играл уже упомянутый секретарь исполкома Коминтерна Отто Куусинен, который прожил 20 лет в Москве; заместителем у него был кадровый советский разведчик Маури Розенберг, министром обороны - Аксель Анттила (до этого - командир 106-й стрелковой дивизии Красной армии), министром внутренних дел - следователь НКВД Туре Лехен. Министром по делам Карелии был назначен Павел Прокофьев, который официально фигурировал как Пааво Прокконен.

И, конечно же, была сформирована «народная армия». Только вот казус: еще не начались боевые действия, еще не была отдана директива по «противодействию финской военщине», еще не появилось «народное правительство», а командование советской 9-й армии уже отдало приказ о том, что «для боевых действий совместно с частями 9-й армии против белофиннов, за освобождение трудового народа Финляндии, прибыли войска народно-революционной армии Финляндии».

Приказ был напечатан в виде открытки и датирован 29 ноября; несколько экземпляров этого документа захватили финские солдаты в первые дни войны. Оно и неудивительно: «народная армия» начала разворачиваться на базе уже упомянутой 106-й стрелковой дивизии еще в октябре 1939 года, более чем за месяц до начала боевых действий. На момент агрессии СССР против Финляндии эта «армия» имела 14 000 бойцов, а по состоянию на февраль 1940 года - 25 000.

Поскольку финны не рвались в бой за «народную власть», то отправляли в это войско карел и вепсов, которые служили в Красной армии, а поскольку их не хватало - просто тех, кто попал под руку. Тажибаев, Полянский, Устименко - эти фамилии в списке «финских» солдат не были чем-то исключительным. А вот командирам присваивали новые фамилии и выдавали соответствующие документы.

Так, начальник штаба «народной армии» Романов стал Рейкасом, начальник политотдела Терёшкин - Тервоненом, и т.д.. Иначе говоря, «туфта» была рассчитана на внешний мир - «миролюбивый советский народ» дружно требовал на митингах, которые проводились под бдительным оком НКВД, «свержения белогвардейской клики в Хельсинки»…

И что интересно: ни один из почти тысячи финских военнослужащих, попавших в советский плен, не выявил, несмотря немилосердную идейную, и не только идейную обработку, желание вступить в ряды этой «народной армии».

Еще один казус был связан с песней, которую предварительно по заказу Сталина написали поэт Анатолий Д’Актиль и композиторы - братья Покрасс:

Сосняком по откосам кудрявится
Пограничный скупой кругозор.
Принимай нас, Суоми - красавица,
В ожерелье прозрачных озер!
Ломят танки широкие просеки,
Самолеты кружат в облаках,
Невысокое солнышко осени
зажигает огни на штыки.

Обратили внимание? Какое «солнышко осени», когда только один день этой войны пришелся на осень, и был он облачным и туманным? Понятное дело, что эта песня была написана за несколько месяцев до начала советской агрессии, просто Красная армия не успела вовремя развернуться на границе - хотя планирование вторжение началось еще в июне 1939 года, мобилизация развернулась с 4 сентября, а окончательный план военных действий был готов 29 октября (включая «провокации финской военщины», чтобы создать впечатление, будто страна с населением в 3,6 миллиона человек напала на 185-миллионный СССР)...

При всем при том, в конце ноября Красная армия сосредоточила на финской границе 425 000 воинов, 2300 танков, 2500 самолетов (это без значительных сил флота, который имел свою большую авиацию, и без пограничников, принадлежавших к НКВД). Но этого оказалось мало. Пришлось удвоить, а потом утроить силы, а также максимально (несмотря на сложную зимнюю погоду) задействовать мощный Балтийский флот.

Финляндия смогла выставить против более миллионного (каким оно в конце концов стало численно) войска агрессора 265 000 воинов, только 38 000 из которых были кадровыми военными. У многих мобилизованных и добровольцев не было формы - только армейская пряжка на ремне и кокарда на гражданской шапке. Было еще несколько тысяч волонтеров из скандинавских стран - и все.

Однако достичь намеченной цели Кремлю так и не удалось - «Финляндская Демократическая Республика», создание которой было так громко разрекламировано (ее «глава» Куусинен послал уважительное поздравление с 70-летием Сталину, в котором назвал последнего «большим другом финского народа», а тот ответил пожеланием «скорой и полной победы над угнетателями финского народа»), не стала политическим фактом. Советский Союз захватил лишь незначительную часть финских территорий, и в дальнейшем попытки СССР установить полный контроль за всей Финляндией станет одной из главных причин ухудшения советско-германских отношений. Ведь ВПК Германии не мог эффективно функционировать без поставок финских никеля и промышленной древесины, а также шведской железной руды по Балтике - линии поставок этой руды было легко прервать, действуя подводными лодками из финских портов, а самолетами - с аэродромов.

Надо отдать должное демократическим государствам - они не замедлили с санкциями. Фактом стала международная изоляция Советского Союза, его с позором исключили из Лиги Наций, ему объявили эмбарго на поставки стратегически важных товаров и отозвали «для консультаций» своих послов из Москвы. Поэтому поздравления с 70-летием 21 декабря 1939 года Сталин получил почти исключительно от лидеров фашистских государств и их марионеток. А еще от своих слуг - Куусинена и монгольского вождя Чойбалсана...

В песне «Суоми-красавица» были и такие слова:

Много лжи в эти годы наверчено,
Чтоб запутать финляндский народ,
Раскрывайте ж теперь нам доверчиво
Половинки широких ворот.
Мы приходим помочь вам расправиться,
расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас Суоми-красавица
В ожерелье прозрачных озер.

Но финны не захотели «помощи» в расправе с «врагами народа» и не захотели «открывать доверчиво» ворота страны. А вот «приняли» Красную армию, флот и «органы» финны должным образом - по данным западных источников, от 150 до 200 000 советских воинов погибли на поле боя, замерзли в лесах, умерли от ран были расстреляны своими же за «трусость» и «измену».

705 «освободителей» были уничтожены лучшим снайпером всех времен и народов - финским фермером Симо Хайка, который добровольцем записался в армию и быстро получил прозвище «Белая смерть». Вот именно этого и не учли в Кремле - того, что за 21 год независимости в Финляндии выросло поколение, которое больше всего ценило свободу своего Отечества, да и пожилые люди за эти годы освободились от всех иллюзий относительно соседней России.

Кремль думал, что его армия непобедима - выяснилось, что ее можно бить. Более того - другого выхода спасти свою страну, чем оказать, казалось бы, безнадежное сопротивление агрессии Кремля, нет. И это главный урок событий 75-летней давности.

Симо Хайх - скромный герой своего народа

Самым убийственный снайпером, остается Симо Хайха, финский стрелок, который убил 542 советских солдата во время Финской войны.

Перед каждой операцией финн целиком закапывался в сугроб. Чтобы его позицию не выдало дыхание, Симо Хайха постоянно жевал снег.

Предпочитал стрелять с открытого прицела, т.к. при использовании оптического снайпер вынужден выше поднимать голову, чем демаскирует себя. Кроме того, солнечные блики на оптическом прицеле так же выдают его позицию. Таким образом, противнику долгое время не удавалось”накрыть” снайпера.

На поимку «Белой смерти» снаряжали целые команды военных, профессиональные снайперы пытались определить его позицию, расставлялись противопехотные мины, а артиллерия постоянно обстреливала места его возможного появления. Однажды снаряд взорвался так близко от снайпера, что сорвал с него маскхалат, но и в этот раз он не пострадал.

6 марта 1940 года во время рукопашного боя он получил ранение в лицо - разрывная пуля попала в челюсть и разорвала щеку. Финские санитары, уносившие тело с поля боя, позже говорили, что у Хайха практически отсутствовала половина головы. Но ранение оказалось не смертельным.

Героический финн после ранения пролежал в коме несколько дней. Затем годы ушли на лечение и восстановительную хирургию. После окончания войны Хайха продолжил обычную жизнь в своем селе. По характеру он был скромным человеком, никогда не возвышал себя перед другими и не хвастал своими заслугами.

Когда в 1998 году его спросили, как добиться такого мастерства в стрельбе, Симо произнес: "Больше практиковаться." По поводу своего страшного рекорда Хайха сказал: "Я делал то, что мне сказали делать. И делал это так хорошо, как только мог."

Умер 1 апреля в 2002 года, обретя покой под скромным надгробием. Его имя и дело - символ патриотизма и любви к Отечеству.

По теме:

Финский опыт борьбы с российскими оккупантами

Финская война - ложь и отмороженный позор

Комментарии

bvs001 on 3 декабря, 2014 - 21:08

Из статьи не совсем ясно относительно количества убитых Симо Хайхом. В одном месте сказано, что он уничтожил 705 «освободителей», а в другом, что он "убил 542 советских солдата во время Финской войны". Значит ли это, что остальные 163 человека были не солдатами, а мирными людьми, или может быть офицерами и генералами Советской армии? Или они были убиты не во время Финской войны а когда либо ещё?

vik on 4 декабря, 2014 - 04:11

Ух, ты!!! Глазастенький вы наш!!! Меня всегда удивляло, когда люди даже не попытавшись исследовать общедоступной информации, пускались в выстраивания версий и выводов.

Обратимся к Википедии:

Симо Хяюхя (фин. Simo Häyhä; 17 декабря 1905 — 1 апреля 2002, Хамина) — финский снайпер. Его часто упоминают как самого результативного снайпера в мировой истории. По различным данным, он застрелил от 542 до 742 красноармейцев в ходе Советско-финской войны 1939—1940. Разница связана с учётом или неучётом применения автоматического оружия, из которого он уничтожил около 200 советских солдат.

То есть, та самая разница , это те, кого Симо Хайх убил не в качестве снайпера, а в штыковых атаках, автоматно-пулеметных перестрелках и прочих тактических стычках. Кстати, ранен он был как раз в рукопашной