Общественно-политический журнал

 

Переживем ли?

"Ну что делать... Мы и не такое в жизни переживали, переживём и это..." -- говорят ватные старушки и 55-летние неудавшиеся мужчины-совки.

1. Зачем? С какой целью нужно "это"? Для чего нужно "переживать и это"?

2. Нет, такого вы ещё точно не переживали. В истории мира такого эксперимента ещё никто не ставил, поэтому совершенно никому доподлинно неизвестно, что будет.

С одной стороны, страна все 20 лет двигалась в направлении (быстрее или медленнее, зигзагами, но в том направлении) интеграции в мировую систему экономики, торговли и финансов. С другой стороны, она стала импортозависимой, как никакая другая страна в мире, так что теперь даже импортозамещение невозможно запустить простым механизмом девальвации.

И вот страна это движение резко прекратила, развернулась на 180 градусов, и пошла назад, в другом направлении.

Таких экспериментов с экономиками такого типа и таких размеров никто раньше в мире не ставил. Поэтому точно неизвестно, что произойдёт.

Кроме того, что никто точно не знает, что произойдёт, потому что мировых исторических аналогов нет, очень мало тех, кто может хотя бы правильно предположить, что произойдёт. Я это и имею ввиду: только лишь предположить. Потому что по теории "сложных систем" здесь такое количество совокупных факторов, и такое количество переменных, что мы все явно смотрим на то, что называется "неизведанной территорией", и можем только лишь написать какое-то количество сценариев, поддающихся логике. Те, кто на это способен.

Дополнительные факторы: экономические и финансовые санкции такого масштаба, какового эта страна никогда не видела; общая токсичность страны для международного и российского инвестиционного капитала; непризнанность государственных границ страны, и т.д. -- можно продолжать долго.

Поэтому я не знаю точно, что будет. Но мне кажется, что это т.н. "Black Swan", т.е. "Чёрный Лебедь", из одноимённой теории, и он приведёт к двум типам meltdown-а: экономическому и финансовому. Причём в масштабе, ранее невиданном никогда и никем в этой стране.

И этот двойной meltdown -- только лишь начало целой цепочки дальнейших событий, о которых нам сейчас не дано знать.

С этой точки зрения и вата, и невата, и инвесторы находятся в одной лодке: никто не знает сегодня, что на самом деле произойдёт. Но я лично готовлюсь к очень плохим сценариям. Правда я не знаю, можно ли к ним полностью подготовиться. Скорее всего -- нет.

Репутация

Эти имбецилы у власти не понимают, что такое репутация. Что такое репутация страны. Что такое репутация правительства. Что такое репутация главы государства.

В финансовой сфере репутация создается годами. Она может быть разрушена за одну минуту. Причем если есть основания, она будет разрушена всегда и бесповоротно. Обычно она разрушается посредством разговора между участников финансового рынка. Грубо говоря... или говоря с практической точки зрения, репутация может быть разрушена за пинтой пива в Лондоне.

Разрушение репутации – это очень дорогое занятие для того, чья репутация рушится. Причем она измеряется в реальных долларах, центах, фунтах, пенсах, евро, евроцентах, рублях и копейках. В повышении стоимости капитала, в невозможности вообще этот капитал каким-либо образом получить, в отдельных экстремальных случаях.

И этот финансовый рынок, хотя и очень большой... на самом деле, очень маленький. В нем есть круг. Или ты в нем, или ты вне его.

Путин самоисключил себя из него. И исключил всю страну.

Это стоит очень много. Это очень дорого. Для всех. Нас.

Slava Rabinovich