Общественно-политический журнал

 

Майдан встряхнул русское болото и - поднялись бесы. Нас лишили разума

Что дал Майдан Украине?

Прежде всего – чувство собственного достоинства. Украинцы почувствали себя хозяевами своей страны. Неважно – насколько каждый из них реальный хозяин уже сегодня. Важно, что каждый чувствует себя не подданным, а гражданином.

И второе – украинцы стали рождаться как... Вот здесь очень важно правильно подобрать слово.

Можно сказать "как нация". Но в таком определении будет слишком большая примесь лингвистики, генетики, истории, культуры... Нация определяется, в том числе, единством языка. А на Украине появилось очень много украинцев, по-украински не говорящих, к борщу относящихся равнодушно, а сало так вообще недолюбливающих .

Можно сказать "как общество" или даже – "гражданское общество". Но здесь будет не доучтен другой момент – момент объединяющей общности, в частности, значимости общей судьбы.

Так что одним словом определить тот алхимический переход, который произошел за последний год на Украине, трудно, но результат его очевиден – перед нами человеческая общность – свободолюбивый народ, защищающий свою землю от коварного внешнего врага. И отвага этого Давида в его схватке с Голиафом вызывает симпатию у всего мира. Почти у всего. За исключением самого Голиафа. Впрочем, про Голиафа – это уже другая тема.

Конечно, изменения на Украине не решили всех украинских проблем, но они сделали главное – создали деятеля, работника, который чувствует свое дело правым и потому сумеет завершить начатое. Изменения у восточного соседа Украины имеют качественно иной характер. Война и здесь дала имульс к сплочению. Но у нашего сплочения основа иная – не "наше дело правое", а "мы все вместе преступили". Так, совместным преступлением сплачивают банды. Об этом еще Достоевский писал в романе со значимым названием "Бесы".

Поэтому бурный алхимический процесс в нашем общественном сознании имеет совершенно другой характер. Все силы брошены на то, чтобы доказать себе, что мы не подлецы, а молодцы.

Наблюдать за этим процессом для психолога было бы захватывающе интересно, если бы не одно печальное обстоятельство, омрачающее радость познания: весь этот ужас, весь этот смрад творится в коллективной душе твоего народа, то есть в твоей собственной коллективной душе.

А вещи происходят в самом деле пугающие: следствием нравственной деградации становится деградация интеллектуальная. Люди договариватся до того, что, признавая захват Крыма нарушением международного права, начинают оправдывать его требованиями Высшей, Божественной Справедливости. Попытки объяснить, что ложь, грабеж и воровство не могут быть Высшей Справедливостью, естественно, натыкаются на стену непонимания – способность-то понимания парализована. Тем более не воспринимаются аргументы исторические и логические. Интеллектуальный паралич. Идиотизм. И – увы! – не в ругательном смысле слова. В медицинском.

Силу удара, который Майдан нанес РФ, трудно переоценить. На сколько на Украине стало лучше, чище, свободней дышать, на столько у нас стало хуже, грязнее, угарнее. Как будто работает какой-то закон сохранения душевного здоровья: где в одном месте прибудет, там в другом столько же и убудет.

Конечно, такого закона нет. Но есть другой. Тот, который индусы называют кармическим. Совершая те или иные деяния, мы готовим себе соответствующие последствия. По-русски этот закон формулируется так – "Что посеешь, то и пожнешь". Посеешь любовь, и пожнешь любовь. Посеешь добро, и пожнешь добро. А посеешь зло, ложь, ненависть, их же и получишь назад. И не спасут тебя ни плечистость, ни кулакастость, ни искандеристость. Наши искандеры, конечно, очень смешливы, но и на этот счет у народной мудрости есть свои предостережения: и о том, признаком чего является смех без причины, и о том, что хорошо смеяться последним.

Конечно, как и в каждой беде, в той "революции духа", которую прозвел у нас Майдан и его последствия, можно попытаться разглядеть и светлую сторону: осмыслив произошедшее с нами, мы можем чему-то научиться. Но в том-то и главная наша сегодняшняя проблема, что ни осмыслять, ни учиться мы пока не в состоянии. Нас лишили разума.

И вот это-то страшно по-настоящему.

Александр Зеличенко