Общественно-политический журнал

 

В чем прав Ходорковский

"Я считаю большой политической ошибкой санкции против России как страны. Мне кажутся бессмысленными санкции против российской экономики в целом. Логика, состоящая в том, что если русский народ будет жить хуже, он быстрее поймет, каких плохих правителей он избрал, мне кажется совершенно неприемлемой", - заявил Михаил Ходорковский.

МБХ совершенно прав: западные секторальные санкции вызывают у путинскоподданных неприязнь к Западу.

Значительно лучше персональные санкции - например, арест тайных счетов руководящей верхушки режима. Только ведь это - оружие последнего удара - ответ на бросок в глубь Украины.

Впрочем, точно также англо-американские массированные бомбардировки Германии вызывали у немцев особую вражду к союзникам. Куда лучше было бы - и с точки зрения гуманизма, и с точки зрения военной эффективности - разнести квартиры, а то и служебные кабинеты в рабочее время (чтобы не страдали невинные дети, женщины и старики - члены семей заправил рейха). Только как этого было достичь без крылатых ракет, спутников GPS и прочих ухищрений.

И еще - разве не должны десятки миллионов радующихся аннексии Крыма и кузькиной матери "укробандеровцам", умиляющимся рассказам Гиркина о своих победах и одолениях, понять, что за все надо платить. Украл с полки пирожок, разбил любимую бабушкину чашку, а свалил на кошку - готовься к ремню. Очень воспитывает уважение к чужой собственности, к порядку и дисциплине. Он решил созорничать, но не знал с чего начать. Дорогие россияне вдосталь порезвились. Наступил час ритуальной субботней порки. А что затаят на Запад злобУ - так дорогие россияне уважают только силу. Вспомните августовские насмешки над санкциями и недавние бравые заверения Медведева, что от санкций отечественная экономика только поздоровеет. Вперед, на оздоровительные процедуры!

Евгений Ихлов

 

Комментарии

Владимир Баландин on 3 декабря, 2014 - 21:09

В данном случае Ходорковский абсолютно не прав. И жизнь каждый новый день подтверждает его неправоту. Мы видим, как не смотря на лживую, злобную антизападную и миллитаристскую пропаганду путинского ТВ, несчастный, опущенный кремлевской клептократией, народ России очень медленно, поначалу с большим трудом, но начинает туго соображать, сопостовлять и прикидывать, что к чему.

 

Поэтому западные санкции вполне действенны, ибо способствуют медленному прозрению российского общества. Михаил Ходорковский в целом занял странную позицию. Крым оккупирован Путиным без всяких видимых причин и понятно, что эта оккупация просто убьет Крым как курорт, но М.Ходорковский одобряет этот шаг обезумевшего Путина. Теперь вот санкции М.Ходорковскому не нравятся. Интересно, а как ещё должны были реагировать лидеры Европы на оккупацию Крыма, когда они все давали гарантии сохранения территориальной целостности Украины при вывозе из неё ядерного  оружия.

difabor (не проверено) on 4 декабря, 2014 - 00:21

Более двадцати лет назад Нагибин  в "Тьма в конце туннеля" писал:

Серьезные люди - Солженицын в их числе - считают аксиомой, что народ никогда не виноват. А почему, собственно? Не виноваты крысы, пауки, тарантулы, ядовитые змеи, яростные тасманские дьяволы, перекусывающие железный прут, никто не виноват в природе, ибо все совершенны в своем роде и не могут быть другими. У человека, увы, эта безвинность отобрана, в нем природа сделала попытку создать мыслящую материю. А раз он мыслит, раз способен выбирать из ряда возможностей, лучших и худших, то действия его не инстинктивны и он отвечает за все, что делает. Отвечает перед самим собой, то есть перед совестью, перед окружающими, то есть перед обществом, отвечает перед законом, отвечает перед богом, если он бога обрел. Народ состоит из людей, он так же ответственен, как и отдельный человек, недаром Господь карал за общий грех целые народы. Немецкий народ осознал свою общую вину, покаялся в ней, вновь обретя нравственное достоинство.
Самая большая вина русского народа в том, что он всегда безвинен в собственных глазах. Мы ни в чем не раскаиваемся, нам гуманитарную помощь подавай. Помочь нам нельзя, мы сжуем любую помощь: зерном, продуктами, одеждой, деньгами, техникой, машинами, технологией, советами. И опять разверзнем пасть: давай еще!..
Может, пора перестать валять дурака, что русский народ был и остался игралищем лежащих вне его сил, мол, инородцы, пришельцы делали русскую историю, а первожитель скорбных пространств или прикрывал голову от колотушек, или, доведенный до пределов отчаяния, восставал на супостатов? Удобная, хитрая, подлая ложь. Все в России делалось русскими руками, с русского согласия, сами и хлеб сеяли, сами и веревки намыливали. Ни Ленин, ни Сталин не были бы нашим роком, если б мы этого не хотели.

Владимир Баландин on 5 декабря, 2014 - 08:19

Нельзя не согласиться с Нагибиным. Правда, видно, как он старается писать о русском народе слишком уж тактично и дипломатично, тщательно подбирая слова. Почти, как о покойнике. Хотя вся эта правда на самом деле гораздо ужасней. -- Российский народ терпелив, равнодушен, ленив и потому к сволочи, мерзавцам, проходимцам, выдвигаемым из его среды, относится вполне снисходительно, терпя и снося издевательства и откровенный геноцид. Потому и обезлюдела сейчас Россия, потому и нет сил у страны уже ни на что. 

bvs001 on 4 декабря, 2014 - 00:58

Я попробую расставить точки над "i". Господин Ихлов резонно заметил, что "МБХ совершенно прав: западные секторальные санкции вызывают у путинскоподданных неприязнь к Западу", и это, конечно, так. Однако, с моей точки зрения, это не довод для того, чтобы эти санкции не вводить. И господин Ихлов с этим тоже согласен: "разве не должны десятки миллионов радующихся аннексии Крыма и кузькиной матери "укробандеровцам", умиляющимся рассказам Гиркина о своих победах и одолениях, понять, что за все надо платить". А вот здесь я не согласен с господиним Ходорковским: "Логика, состоящая в том, что если русский народ будет жить хуже, он быстрее поймет, каких плохих правителей он избрал, мне кажется совершенно неприемлемой". Я полагаю, что эта логика вполне приемлема и не потому что народ что-то поймёт, скорее всего, если народ до сих пор ещё ничего не понял, он уже никогда ничего не поймёт, также, как он не понял сталинщины с её раскулачиванием, Гулагом, целенаправленным уничтожением (или попыткой такового) целых классов и народностей. И уж тем более он не поймёт куда его приведёт путинская политика, которая по своей свирепости и жестокости является лишь только тенью сталинской политики, по крайней мере на сегодняшний день. Но это вовсе не значит, что поддержка агрессивного курса "народом" должна игнорироваться Западом. Это как раз та самая "обратная связь", которой у этого "народа" нет с их собственной властью. Я не согласен с утверждением господина Баландина, что "М.Ходорковский одобряет этот шаг [оккупацию Крыма] обезумевшего Путина". Он напротив его осудил, но тем не менее заявил, что если бы он стал президентом, он бы Крым не возвратил, ссылаясь на то, что "проблема Крыма на десятилетия". С моей точки зрения проблема того, кому должен принадлежать Крым (России, Украине или быть независимым государством) действительно существует, но начать решать её можно будет только после того, как Крым будет возвращён его легальному владельцу, то есть Украине.

Владимир Баландин on 5 декабря, 2014 - 08:49

Невозвращение Крыма вообще не должно обсуждаться, в этом ошибка Ходорковского! Вы совершенно правы -- Крым должен быть возвращен Украине, ибо это оккупированная территория, причем в отличии от Косово, где 9 лет сербами проводился геноцид местного населения, Крым оккупирован по надуманным причинам, де юре он и сейчас принадлежит Украине.
Михаил Ходорковский заслуживает всяческого уважения. Но, на мой взгляд, слишком уж он расплывчат, слишком обтекаем в своей риторике.
Соглашусь с вами, что русский народ так ничему и не научился, так и не сделал никаких выводов для себя из своей страшной кровавой истории 20 века. Небольшие подвижки в понимании есть, но только небольшие. Свою вину признавать всегда очень трудно. Но в данном случае без санкций просто нельзя! -- Надо Федя. Надо!-- как говорил Шурик из "Операции "Ы". Уж больно Россия по хамски себя ведет. 

vik on 5 декабря, 2014 - 09:04

"Ходорковский заслуживает всяческого уважения" - а за что и всяческого? За то, что купил задарма активы, которые стали называться "Юкосом"? За то, что долго сидел? Так это не его заслуга, а Путина.