Вы здесь
На балансах российских банков обнаружили «бомбу замедленного действия» в 10 триллионов рублей
Замедление экономики, усиление санкций и резкое повышение процентных ставок заложили под российской банковской системой «бомбу замедленного действия» размером с два годовых бюджета Москвы.
Общий объем проблемных кредитов юрлиц на банковских балансах к концу третьего квартала достиг 10,4 трлн рублей, сообщил в пятницу ЦБ РФ. С начала года долги, по которым компании и ИП не смогли расплатиться в срок, выросли на 1,9 трлн рублей, а в третьем квартале — на 600 млрд.
Реструктуризация долга в последние месяцы потребовалась ряду горно-металлургических предприятий, по которым ударило падение спроса и цен на продукцию, пишет ЦБ. Ранее, продолжает регулятор, проблемы с займами возникли у нефтегазовой отрасли, которая столкнулась с санкциями и резким падением цен на нефть.
Общий объем проблем в банковской системе, по оценкам Центробанка, достиг 24% размера федерального бюджета (42,8 трлн рублей), вдвое превысил годовой бюджет Москвы (5 трлн рублей), в 7 раз — годовой бюджет Санкт-Петербурга и примерно в 19 раз годовые бюджеты богатых регионов, таких как Свердловская область (530 млрд рублей) или Краснодарский край (600 млрд рублей).
По состоянию на конец сентября, по подсчетам аналитиков «Эксперт РА», каждая четвертая компания с кредитами просрочила выплаты, и эта доля стала рекордной за 6 лет доступной статистики. В общей сложности просрочку имели 165 тысяч юрлиц — на 41 тысячу больше, чем в начале года, и на 100 тысяч больше, чем до войны.
Российский бизнес теряет прибыли, тогда как расходы на выплату процентов по долгу растут вместе со ставками, отмечает «Эксперт РА». В 2024 году компании отдали на оплату процентов банкам 11,5 трлн рублей — на 83% больше, чем годом ранее. А в 2025 году их процентные расходы взлетели еще на 54%, до 7,5 трлн рублей за первое полугодие. При этом сальдированная прибыль в экономике (прибыль минус убытки) снижается второй год подряд — на 8,4%, до 13,1 трлн, по данным Росстата за январь–июнь.
По оценкам ЦМАКП, в среднем бизнес отдает на оплату процентов по долгу рекордные 39% доналоговой прибыли. А ряд отраслей — строительство, деревообработка, машиностроение, химия, металлургия — не могут заработать даже на оплату процентов банкам: такие расходы в 2-4 раза выше, чем их прибыль.
Российские банки видят угрозу полноценного банковского кризиса в стране в ближайшие 12 месяцев, рассказывали летом Bloomberg высокопоставленные банкиры. По словам собеседников агентства, масштаб проблемы оценивается в триллионы рублей: банкиры обеспокоены тем, что все больше корпоративных и розничных клиентов не могут расплатиться по кредитам из-за высоких процентных ставок.
Ситуация в банковской системе становится опасной, подчеркивают источники Bloomberg: проблемы испытывают строительные компании, промышленность и даже военный сектор российской экономики начинает стагнировать. В результате существует возрастающий риск, что долговой кризис начнет распространяться по финансовой системе в следующем году, если условия не изменятся, предупреждали собеседники агентства.
Путину сообщили о крушении сырьевых доходов бюджета на 2 триллиона рублей
Нефтегазовые доходы российского бюджета в этом году сократились на 2 триллиона рублей, сообщил президенту Владимиру Путину на встрече в Кремле глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров.
Несмотря на спад сырьевых поступлений, «бюджет стабилен», заверил Егоров Путина. По его словам, больше налогов удается собирать с несырьевого сектора экономики — плюс 3 трлн рублей с начала года.
«Бюджетная система сохраняет свою устойчивость, основные доходы и, собственно, за счёт чего сохраняется эта устойчивость — это ненефтегазовые доходы», — цитирует Егорова пресс-служба Кремля.
По данным Минфина, за январь–октябрь поступления налогов от нефти и газа упали на 21%, до 7,5 трлн рублей. Ненефтегазовые налоги прибавили 11% — 22,4 трлн рублей. Общие доходы бюджета практически перестали расти — 29,9 трлн рублей против 29,6 трлн на конец октября прошлого года. В результате в казне образовался дефицит на 4,2 трлн рублей, который к концу года, по прогнозу Минфина, увеличится до 5,7 трлн.
Изначально правительство планировало собрать в федбюджет 40,3 трлн рублей налогов, однако в сентябре было вынуждено пересмотреть расчеты и теперь ждет лишь 37 трлн рублей.
Провален оказался первоначальный план по всем ключевым налогам, отмечают эксперты ЦМАКП: НДС — на 1,3 трлн рублей, ввозных пошлин и акцизов — на 328 млрд рублей, налога на прибыль — на 160 млрд рублей, НДФЛ — на 36 млрд рублей, утильсбора — на 888 млрд рублей. Таможенные сборы в бюджет сократились на 19%, или 1,4 трлн рублей, и станут самыми низкими за последние 5 лет.
Фактические поступления по ключевым статьям оказались значительно ниже плановых показателей в результате ухудшения экономических условий, отмечает эксперт ЦМАПК Эмиль Аблаев: замедление экономики ударило по корпоративным прибылям и, соответственно, поступлениям налога на прибыль, а усиление санкций спровоцировало «значительное снижение доходов от внешнеэкономической деятельности», поскольку упали как экспорт, так и импорт.
В реальности к концу года дефицит может оказаться выше оценок Минфина - около 6 трлн трлн, поскольку примерно 300 млрд рублей в ноябре–декабре казна недоберет из-за санкции против «Роснефти» и «Лукойла» и обвального падения цен на российскую нефть, оценивает экономист Егор Сусин.
Несмотря на ухудшение бюджетной ситуации, деньги на войну у Владимира Путина в ближайшее время не закончатся, отмечает Александра Прокопенко, научный сотрудник Carnegie Russia Eurasia Center в Берлине.