Вы здесь
Производители одежды и обуви массово уходят из России
Ретейлеры одежды и обуви продолжают сворачивать деятельность в России на фоне финансовых проблем, сообщила президент Союза производителей изделий легкой промышленности, основатель «Леди Шарм» Валентина Миронова. «Уход с нашего рынка компаний всех размеров, как малых, так и средних и крупных, идет с нарастающими темпами. В 2025 году закрылись такие известные компании, как I’m studio, Mellow, Incity, Deseo, Just Clothes, Inspire Girls, замечательный бренд детской одежды Orby и другие», — заявила она РБК.
По словам Мироновой, основными причинами стали высокая фискальная нагрузка, постоянный рост аренды и издержек, конкуренция с маркетплейсами и серым импортом.
Тенденция к закрытию — полному или частичному — сохраняется, «минимум 30% предприятий работают в минус», подчеркнула она. «На нашем рынке ситуация жуткая: в производстве одежды убытки растут, рентабельность к активам (0,8%) практически нулевая. В кожевенной отрасли ситуация еще хуже — в прошлом году там закрылось 15 крупных производственных компаний (Francesco Donni, Romer, Obuv и др.), не говоря о множестве мелких», — констатировала Миронова.
Она предупредила, что планируемое увеличение ставки НДС с 20 до 22% в 2026 году только усугубит положение представителей отрасли, увеличив издержки примерно на 6%. «Подорожают поставки нам всех товаров и услуг — ткани, логистика, ЖКХ и т. д. Снижение порога выручки для уплаты НДС до 10 млн рублей… затронет дизайн-студии, ремонтные ателье, торговцев… Многие из них не смогут платить НДС и вынуждены будут закрываться», — отметила Миронова.
По ее словам, и обувщикам, и швейникам «едва хватает денег на поддержание производства»: предприятия работают на грани рентабельности или уже «проедают накопления». При этом поднимать цены они не могут, так как это приведет к падению спроса из-за ухудшившейся покупательной способности россиян, а продать бизнес в легкой промышленности «сейчас практически невозможно» по тем же финансовым причинам.
Миронова добавила, что компании рассматривают «два способа выживания — либо перенести производство в другие страны, как сделала Gloria Jeans, либо уйти в „тень“, в серый сектор, работать на черный рынок». Она напомнила, что в Китае, Узбекистане, Кыргызстане нулевая пошлина на ввоз тканей, в то время как в России — 20%. Также в последних двух республиках НДС составляет 12%, НДФЛ — 10% и 12%, а налог на прибыль — 10% и 15% соответственно и нет пошлины на экспорт готовой продукции, поэтому, по ее словам, выгоднее производить одежду и обувь в Узбекистане и Кыргызстане, а продавать в России.
Миронова добавила, что правительство в курсе этих проблем и создало комиссию по разработке стратегии развития отрасли до 2035 года, но пока она как член рабочей группы не видит «особого желания чиновников исправить хотя бы дефекты госрегулирования, не говоря уже о финансовой поддержке».
По данным «Платформы ОФД», за шесть месяцев 2025 года общее число покупок одежды и обуви в России сократилось на 7% год к году, тогда как в офлайн-сегменте аналитики зафиксировали спад на 16%. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс связывала снижение спроса с увеличением базовых трат, ростом долговой нагрузки и стремлением россиян сохранить свободные средства на депозитах.