Общественно-политический журнал

 

России приходиться заводить «теневой флот» теперь и для зерна тоже

Агентство Reuters публикует большое исследование о том, что для экспорта зерна, как ранее нефти и нефтепродуктов, Россия вынуждена все больше полагаться на «теневой флот», состоящий преимущественно из более старых зерновозов, зачастую принадлежащих судовладельцам в Турции или Китае.

Жалобы России на зерновую сделку, которую она в итоге отказалась продлевать в июле, касались преимущественно трудностей, которые испытывали российские экспортеры зерна в работе с западными контрагентами — судовладельцами, страховщиками, банками, которые часто отказывались работать с Россией. В Москве это называли «скрытыми санкциями», хотя на сам экспорт зерна санкции не распространялись.

Источники Reuters в индустрии говорят, что они и правда часто отказываются работать с российскими компаниями. Часть крупных судовладельцев (как минимум три) отказались от любых контактов с Россией уже с февраля 2022 года. А страховщики говорят, что российские терминалы и порты часто не могут пройти проверку на отсутствие связи с подсанкционными лицами. Майк Солтхаус, глава отдела внешних связей крупной страховой компании NorthStandard, даже согласился сказать это под своим именем: «Структура собственности сходу неясна при рутинной и даже при расширенной комплексной проверке». Даже заправка судна топливом в России может оказаться нарушением западных санкций, добавляет еще один источник.

Тем не менее, еще в прошлом году Россия экспортировала рекордный объем пшеницы на судах, зафрахтованных у международных судовладельцев и трейдеров. Этим летом ситуация начала меняться. С 1 июля с Россией перестали работать большие трейдеры Louis Dreyfus, Viterra и Cargill (последний, правда, утверждает, что продолжит работать с Россией). А Россия начала фрахтовать суда у небольших судовладельцев, к которым эти трейдеры не прикасаются — о росте числа российских заявок на такие суда на 40% (до 257) в июле сообщила платформа Shipfix, агрегирующая такие заказы.

После провала зерновой сделки Россия начала атаковать украинские порты, а Украина устроила несколько атак на российские, в том числе Новороссийск. Это привело к резкому удорожанию страховых премий на перевозку российского зерна. По словам трех источников Reuters, эти дополнительные премии исчисляются десятками тысяч долларов ежедневно. 70% российского экспорта зерна проходит через черноморские порты.

Судовладельцы, которые еще готовы работать с российскими черноморскими портами, тоже резко подняли расценки на свои услуги — один анонимный источник Reuters рассказывает, что они просят за перевозку российских грузов на 10 тыс. долларов в день больше, чем за аналогичные грузы из портов Болгарии и Румынии.

Все это приводит к удорожанию российского зерна на мировом рынке, сказал агентству глава российского Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Российский Минсельхоз заявил Reuters, что он прогнозирует снижение экспорта на 8% в этом году по сравнению с прошлым. Причины этого в министерстве не назвали.

В декабре Минсельхоз объявил о плане строительства 61 зерновоза, прямо увязывая это с «санкционным давлением». Но ни о каких размещенных заказах пока не известно, а строительство одного судна обычно занимает около трех лет, пишет Reuters. Сейчас у России есть 31 зерновоз, большинство из них старые и небольшие, так что в обозримом будущем стране придется фрахтовать иностранные суда у тех, кто согласится с ней работать.