Общественно-политический журнал

 

Америку ждет рецессия

По данным опроса, проведенного на конференции генеральных директоров крупнейших компаний США в Йельской школе менеджмента, почти половина руководителей опасается наступления рецессии в американской экономике уже в конце декабря этого года. Более двух третей (67%) полагают, что главными причинами неминуемого замедления темпов экономического роста в Соединенных Штатах являются внутриполитическая нестабильность и проблемы во внешней торговле, в первую очередь, торговая война с Китаем.

Кроме того, Трамп так и не завоевал уважения капитанов бизнеса. Три четверти топ-менеджеров, среди которых были гендиректора Ford, Verizon и Morgan Stanley, признались, что им приходится извиняться перед своими иностранными партнерами за некоторые высказывания президента страны Дональда Трампа. 87% опрошенных руководителей заявили, что манера нынешнего лидера США вести переговоры вызывает недоверие со стороны союзников Америки. Три четверти боссов компаний считают, что в вопросах национальной безопасности Трамп показал себя неэффективным лидером.

Впрочем, рецессия, видимо, уже началась – покажем это на примере ведущих автоконцернов США.

Проблемы «Дженерал Моторс»

В конце ноября Трамп пригрозил автогиганту урезать субсидии и потребовал вернуться в Огайо. Гнев вызван тем, что GM объявила о закрытии четырех заводов в штатах Огайо, Мичиган и Мэриленд в США, плюс завод в Канаде, в связи с чем персонал будет сокращен на 15%, то есть на 27000 человек.

«Меня очень разочаровало решение «Дженерал моторс» и главы совета директоров Мэри Барра о закрытии заводов в Огайо, Мичигане и Мэриленде. Однако о закрытии заводов в Китае и Мексике речи не идет. США сохранили «Дженерал моторс», и это благодарность, которую мы за это получаем! Сейчас мы рассматриваем сокращение всех субсидий «Дженерал моторс», включая на электромобили. Я здесь, чтобы защитить американских работников!» — заключил Трамп.

Его можно понять – к победе в президентской гонке он шел, обещая вернуть уплывшие рабочие места, затем провел налоговую реформу в пользу корпораций, надеясь, что они станут расширять производство, а тут такой афронт!

GM 26 ноября объявила, что намерена к концу 2020 г. увеличить приток свободных средств на $6 млрд. за счет сокращения расходов, увольнений и прекращения выпуска нерентабельных марок. И тут надо заметить, что дела у нее идут неважно.

С 30 марта она сокращает сотрудников завода в Петербурге (Россия), предлагая компенсацию в 7 окладов. GM хочет оставить лишь небольшое количество персонала для консервации предприятия. Он проиграл конкурентную борьбу европейцам и японцам еще до введения новых тарифов.

Затем GM заявила об уходе из Венесуэлы. Там конфискован последний завод компании, он был взят под контроль властей 19 апреля. Действия властей нанесли компании огромный ущерб. В венесуэльском подразделении работало 2700 человек.

В конце мая Министерство юстиции США уличило GM в преступных действиях, связанных с сокрытием информации о дефекте в системе зажигания автомобилей. Из-за неисправности, предположительно, погибли более 100 человек. Автогиганту грозит рекордный штраф, сумма которого может превысить $1 млрд.

В начале сентября GM заявила, что отзывает 4,28 млн. автомобилей по всему миру из-за дефекта в подушках безопасности. Проблема в бортовом компьютере, который может перейти в тестовый режим, после чего подушка безопасности может не сработать во время аварии. Дефект уже привёл к гибели одного человека. Отзывают автомобили, выпущенные с 2014 по 2016 год: Buick LaCrosse, Chevrolet SS и Spark EV, а также авто 2014-2017 годов: Buick Encore, GMC Sierra, GMC Yukon, Cadillac Escalade, Chevrolet Corvette, Trax, Caprice, Silverado, Tahoe, Suburban.

Практика в принципе обычная и к ней прибегают все компании, но одно накладывается на другое и в итоге вырисовывается довольно мрачная картина. Так, в начале октября GM объявила об отзыве из России 70,2 тыс. автомобилей Chevrolet Aveo, реализованные c 22 ноября 2011 г. по 11 сентября 2015 г., в которых выявлен риск возникновения трещин в шлангах гидроусилителя рулевого управления. Это особенно актуально при эксплуатации в условиях низких температур.

И, конечно, сыграл свою роль фактор Китая и торговой войны с ним. Во-первых, там, на крупнейшем в мире авторынке, замедляется потребительский спрос. Во-вторых, повышение тарифов на американские автомобили снизило их импорт. Автоконцерны США стали одной из главных жертв тарифной войны. Впрочем, дело не только в этом – Китай внедряет новые топливно-эффективные технологии, а машины GM им не соответствуют. Котировка акций компании, достигнув максимума в июне, с тех пор снижается. Параллельно и доля рынка падает по всем регионам.

Да, второй квартал завершился на мажорной ноте: продажи в США выросли на 4,6% по сравнению с II кв. 2017 – до 756,376 новых автомобилей, и руководство GM не забывало делать реверансы в адрес администрации: мол, налоговая реформа привела к росту доходов потребителей, а крепкая экономика внушала им желание покупать. Но уже тогда в годовом исчислении резко упали продажи многих моделей «Шевроле» («Камаро», «Корвет», «Круз», «Импала», «Малибу», «Соник» и «Волт»), кадиллаков CT6, ELR, Escalade ESV (ноль продаж), SRX (пять штук), пяти моделей «Бьюиков» и трех моделей GMC.

Однако не американский рынок главный для корпорации, а в Китае рост был скромнее, всего на 0,7% – до 858,344 машин. Видя неуспех многих моделей, компания была намерена во втором полугодии освежить ассортимент, добавив 10 новых моделей. Но опоздала, и в третьем квартале произошел обвал продаж – на 11,1%, до 694,638 новых машин на рынке США!

Он вызван падением интереса ко многим моделям, и в итоге спад коснулся более половины их, хотя экономика по-прежнему крепка, а налоговая реформа продолжает действовать. Но существеннее сказалась торговая война, затеянная Трампом: продажи в Китае пошли вниз сразу на 15% в сравнении с тем же периодом прошлого года – до 835,934.

Напрасно президент обвиняет руководство GM в отсутствии патриотизма, оно просто пытается спасти компанию от разрушительных последствий деятельности его самого. И уж совсем глупо винить GM в том, что она не закрывает заводы в Китае – на своем главном рынке. Это было бы попросту самоубийственно. Впрочем, судя по тенденциям, этот рынок будет и далее сжиматься для американских компаний.

Беды «Форда»

Но, может быть, проблемы GM это ее частные проблемы? Нет. Еще раньше, в начале октября «Форд» сообщил, что сократит около 12% или 24 тыс. из 202 тыс. рабочих мест компании по всему миру. Решение является частью плана сокращения расходов на $25,5 млрд. Котировка акций компании в текущем году также основательно снизилась, да и вообще падает вот уже четыре года. К тому же «Форд» отстает от конкурентов, продавая в среднем 32,8 автомобилей на одного сотрудника, тогда как GM – 52,7. Кроме того, в конце сентября главный исполнительный директор Ford Motor Джеймс Хакетт заявил, что из-за введенных администрацией Трампа импортных пошлин на сталь и алюминий расходы компании увеличились более чем на $1 млрд. Ему вторит Шенкс: торговая политика Трампа грозит подорвать реорганизацию, сказал он в интервью NBC News.

Несмотря на рост продаж в Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке, чистая прибыль компании в III квартале упала сразу на 37% по сравнению с этим же периодом 2017 года. Это связывают с удорожанием экспортных автомашин компании и ослаблением продаж по этой причине в Европе, Южной Америке, Азии, но главным образом на китайском рынке (обвал на $480 млн.!) – таково следствие тарифной войны.

Резюме

Какие же выводы можно сделать из неудач ведущих автоконцернов Америки? На мой взгляд, они очевидны – это системные проблемы. Я их, кстати, предсказывал еще в начале лета – для этого не требуется особого дара предвидения. Дело не только в плохом менеджменте компаний, но и в руководстве страной. И поскольку это фактор долговременный, то ожидать улучшения не приходится. Мало того, следует ждать ухудшения ситуации. Причем речь не только об автогигантах: в таком же положении оказались многие американские компании с широкими международными связями, поэтому их торможение является лишь вопросом времени. Не хочу быть Кассандрой, но не удивлюсь, если вскоре о проблемах заявит «Боинг»…

Конечно, GM не уйдет с рынка. Она откажется от выпуска седанов и перейдет на выпуск пользующихся спросом моделей – SUV, хэтчбеков, кроссоверов и пикапов. Компания активно ведет работу по созданию автопилота для новых авто, она проведет модернизацию производства (увы, рабочих мест от этого не прибавится) и останется крупнейшей на внутреннем рынке. Но тарифная война приведет к неминуемой потере значительной доли рынка внешнего – к пущей радости конкурентов. Коснется это и «Форда». Причем нанесенный ущерб уже непоправим и даже быстрое завершение тарифных битв (чего не предвидится – Трамп и Си Цзиньпин в Буэнос-Айресе не смогли договориться о прекращении тарифной войны) не позволит американским автоконцернам вернуть утраченные позиции и стать great again. Десяткам тысяч их тружеников (а также их поставщиков) придется искать другую работу. Так что рецессия в США уже началась и удручающе низкое увеличение количества рабочих мест в ноябре это подтверждает.

Юрий Кирпичев