Общественно-политический журнал

 

В России по Конституции церковь отделена от государства. Так ли это?

Результаты трех дней работы Священного синода Вселенского патриархата Константинополя уместились на одном листе бумаги, однако они вызвали молниеносную и очень эмоциональную реакцию вовлеченных сторон.

В своем заявлении синод подтвердил, что Константинопольский патриархат приступил к процедуре предоставления автокефалии украинской церкви.

Подобные заявления ранее уже звучали из уст представителей Константинополя, в том числе и от самого патриарха Варфоломея, однако впервые столь однозначная формулировка содержится в решении синода, который, собственно, уполномочен принимать решение о предоставлении автокефалии.

Это право активно оспаривается Москвой, которая считает, что Константинополь не может даровать автокефалию кому бы то ни было без предварительного согласия всех существующих православных церквей.

В Константинополе к позиции Русской церкви относятся философски: вопрос о том, кто и как может предоставлять автокефалию, подробно изучался на синаксе (архиерейском соборе) в сентябре этого года, и его участники пришли к выводу, что каноническое право дает Вселенскому патриархату Константинополя как "первому среди равных" такую возможность.

Представитель Кремля в пятницу выразил готовность России защищать интересы православных в Украине после решения Вселенского патриархата о предоставлении Украинской церкви автокефалии.

Однако пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что Москва намерена делать это только политико-дипломатическими методами.

Песков ответил на вопрос о том, что будет делать Россия, если кто-то в Украине решит захватить храмы канонической Украинской православной церкви.

«В случае, если развивающиеся события войдут в русло противоправных действий, то, конечно, как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то также, и об этом неоднократно говорил Путин, Россия защищает интересы православных. Это абсолютно обоснованная и абсолютно понятная позиция», - сказал Песков.

На вопрос, какими методами Москва готова защищать интересы православных на Украине, представитель Кремля ответил: «Исключительно политико-дипломатическими».

При этом Песков подчеркнул, что это потребуется только «в случае, если действительно украинским властям не удастся удержать ситуацию в правовом поле, если это примет какие-то уродливые проявления, насильственные».

Песков особо подчеркнул, что Кремль не намерен вмешиваться в межцерковный диалог.

«Мы знаем о жесткой и последовательной реакции РПЦ на решения, которые вчера были озвучены из Константинополя. Мы неоднократно ранее говорили, что мы крайне озабочены тем, что планировалось предпринять шаги, способные внести раскол в православный мир. Мы весьма обеспокоены, что эти решения были приняты, потому что в данном случае можно полностью разделить ту обеспокоенность, которая высказывалась со стороны РПЦ», - подчеркнул Песков.

Он добавил, что «светская власть России не может вмешиваться в межцерковный диалог, никогда этого делала, и не будет делать далее».

Между тем председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал принятые в четверг решения Константинополя по украинскому вопросу беззаконным.

По его словам, этим документом «попраны церковные каноны, нарушено межправославное единство, вторжение Константинопольского патриархата в канонические пределы Русской церкви документально оформлено».

Митрополит сообщил, что ответ Московского патриархата «на очередное беззаконное деяние Константинопольского патриарха» будет дан на заседании Священного синода, которое состоится 15 октября в Минске.

Статья 14 Конституции Российской Федерации.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Ст. 14 КРФ.

Определение России как светского государства означает: отсутствие законной церковной власти над органами государства и гражданами; отсутствие исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и т.п. как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов какой-либо церкви и другие правила этого рода.

Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц - с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в государственные дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.п.

Что касается вероисповедания русскоязычных. Видимо, стоит напрячься странам с иудейством и исламом, там русскоязычных не меньше. Но и странам с последователями Кришны или Вуду тоже не стоит успокаиваться. Не повезло только Сведетелям Иеговы, но и то, лишь на российской территории, в других же странах Кремль не против их "защищать".

Комментарии

Аlberttinov on 13 октября, 2018 - 19:13

рпц начало путать Дар Божий с Яичницей.

 -плохо кончится....