Общественно-политический журнал

 

Беларусь: когда тронется лед?

С приходом весны с каждым днем живее становится замороженный на зиму вопрос: когда в Беларуси двинется лед? И двинется ли он вообще?

В Вильнюсе, где сконцентрировалась львиная доля тамошних протестантов во главе со Светланой  Тихановской, при элементарных подходах к ним нет недостатка в информации о том, как это видится из оппозиции.

А по совокупности складывается такой пасьянс. Вырисовывается два основных сценария. Условно их можно назвать «весенний» и «зимний». Или – «президентский» и «партийный».

Первый вынашивает штаб Президентши и базируется он на четырех основных посылах. Первый: протест, в прямом смысле замороженный, никуда не ушел, общество им заряжено и только и ждет тепла, чтобы активизироваться и продолжиться. Второй посыл: его дизайн сохранится прежний - он вновь будет носить характер уличных массовок и мирный характер. Третье: разогреть протестные настроения, в том числе и в среде «космонавтов» и рядового чиновничества. Четвертое: оппозиция в лице Тихановской и ее окружения вернется на родину, чтобы возглавить процесс.

Второй сценарий представлен активами оппозиционных партий, которых реально штук 5-6 (в т.ч. Народный фронт, «зеленые», соцдемы из Грамады). Практически все они провели съезды, на которых выработана более-менее консолидированная стратегия и тактика, основывающаяся на  следующих положениях. Первое: поддерживать любую протестную активность, но не провоцировать уличные массовки, поскольку при нынешней агрессивности режима это чревато жестокими репрессиям, которые способны сильно напугать население. Второе: сконцентрировать все усилия на подготовку к участию в муниципальных выборах, которые пройдут в период с ноября по январь. Безусловно, их итоги Лукашенко вновь фальсифицирует. Но именно это и станет искрой для вспышки новой волны протестов. Третье: использовать неизбежное ухудшение  экономической ситуации в стране и внешнюю для раскола правящей элиты.  Четвертое: использовать тактику дворовых сообществ не только как мобилизационную сеть, но и для подготовки готовности к сопротивлению насилию.

И пятое: задействовать и такой аргумент, как очередное обещание Лукашенко, данное Путину, к началу будущего года разобраться с поправками к Конституции. И если – а так, скорей всего и будет – он продоложит волокиту, воспользоваться и давлением со стороны Москвы.

Вот примерно такие сценарии витают нынче в умах, что позитивно в плане решимости продолжить и усилить борьбу. Что касается самих подходов, то плюсы и минусы есть у каждого. У первого они очевидны: карнавальный вариант обернется «мыльной оперой» с нулевым результатом по определению. И в своем «весеннем» варианте слишком поспешны для решения такой задачи, как подрыв монолита власти.

Второй вариант выглядит более реалистичным в достижении цели. Однако, с большой вероятностью упрется в нежелание Лукашенко добровольно расставаться с властью. Тут они с Путиным – два сапога пара. Само это желание, безусловно, будет зависеть от позиции самого Путина. Но она ведь противоречива по сути и представляет собой сложный коктейль из недоверия и желания поменять Батьку на более предсказуемого и покладистого. И классовой солидарности в жажде править в рамках своей жизни вечно. А потому ненависти ко всякому покушению на власть посредством народного волеизлияния. Этот баланс все время колеблется и зависит от того, в каком положении окажется сам кремлевский засиделец в конце года. У него ведь тоже свои проблемы.

В принципе, варианты не столь уж противоречивы – основные различия в оценках сроков и акцентов, которые можно скоординировать. Но для этого должен быть авторитетный для обеих сторон орган. Однако, увы, пока такой единый центр не возник. Нечто вроде штаба есть только в стане Тихановской. Но, к сожалению, там явно недооценивают партийный потенциал, «держат» его за архаичный рудимент. И не наводят к нему мосты.

Владимир Скрипов

В Беларуси ужесточены наказания за участие в протестах

Изменения в КоАП предусматривают, помимо прочего, увеличение более чем в три раза максимального штрафа за участие в несанкционированных массовых мероприятиях.

1 марта, вступил в силу обновленный Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В частности, предусмотрено ужесточение наказаний за участие в несанкционированных акциях, оскорбление должностных лиц и неповиновение милиции, а также вводится ответственность за использование запрещенной символики и участие детей в митингах