Общественно-политический журнал

 

Общество, философия, политология

Негативное воздействие православия на политическое развитие страны отмечалось многими

Сегодня – 500-летняя годовщина Реформации, одного из важнейших событий в истории человечества, во многом сформировавшего современный мир. Согласно преданию, ровно 500 лет тому назад, 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов против торговли индульгенциями и за реформу католической церкви на дверях замковой церкви в Виттенберге. Эта дата – удобный повод поговорить не только о протестантизме и католицизме, но и о православии.

Православная реставрация

Одним из наиболее отчетливых трендов в деятельности российских властей в последние годы стала православная реставрация. Ремонтируются старые храмы, строятся новые, по федеральному закону №327 от 2010 г. Русской православной церкви передается государственное и муниципальное имущество, в том числе и то, какое никогда не принадлежало РПЦ, – от протестантских кирх в Калининградской области до Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. далее➤

500 лет Реформации

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы - рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка - буржуазной демократии. далее➤

Тождественны ли «гражданская нация» и государство

Испано-каталонский конфликт продолжает развиваться весьма драматически. Это заставляет меня вернуться к спору о праве на самоопределение, развернувшемуся на страницах Каспаров.Ru как раз в связи с событиями в Каталонии и вокруг нее. Спор весьма примечателен. Отстаивающий правоконсервативные позиции Виктор Александров доказывает недопустимость односторонних сецессий, то есть отделения от какого-то государства части его территории без предварительного согласия самого этого государства, а лишь по желанию населения отделяющейся территории. Выступивший с леволиберальных позиций Евгений Ихлов настаивает на неотъемлемости права на создание собственного государства для любого народа, обладающего собственной национальной идентичностью. далее➤

Для советского человека демонстрировать инакомыслие всегда означало «противопоставлять себя обществу»

Как советскому режиму удалось добиться того, что само существование политической оппозиции на долгие десятилетия для большинства советского народа стало психологически невозможно? Я не о въевшемся в подкорку страхе перед всемогуществом репрессивной машины. С этим все более-менее понятно. Я о том, что даже в относительно вегетарианские позднесоветские времена для среднестатистического "простого советского человека" открытое проявление оппозиционности было чем-то непристойным и заведомо антиобщественным, вроде хулиганства.

А помните, какой мистический ужас вызвало у представителей "агрессивно-послушного большинства" слово "оппозиция", когда оно было впервые публично произнесено на Съезде народных депутатов? Что? Вы нас хотите расколоть! Мы все должны быть заодно! Мы все должны работать вместе! далее➤

Россия в круге постоянного воспроизводства авторитаризма

Приближение очередного карнавала под названием «президентские выборы» сопровождается усилением предкарнавальной суеты под названием «выдвижение кандидатов в президенты», которые, как нам сообщают, «проводят предвыборные кампании». Что позволяет еще раз привлечь внимание к фундаментальной проблеме современной политической жизни в России.

В чем состояла и состоит ключевая особенность политических споров и политической борьбы в стране в последнюю четверть века? В том, что во всех значимых конфликтах и кризисах последнего времени коллективы проигрывали вождям. далее➤

Возникло состояние общества, которое социологи назвали аморальным большинством

Через десятилетия мы станем европейской страной, но еще долго будем бедной европейской страной. Поговорим о трех движущих и трех сдерживающих факторах движения Украины по избранному ею пути. Баланс этих сил и их борьба определяют те противоречия, с которыми мы сталкиваемся. Начнем с того, что нам помогает.

1. Закономерный развал Российской империи и совершаемые нынешним российским руководством ошибки.

Империи развалились в ХХ веке: Британская, Французская, Австро-Венгерская, Оттоманская, Российская и Германская. Каждая разваливалась по‑своему. Британия, например, достаточно активно навязывала своим колониям свободу, а Франция, наоборот, отчаянно с ними боролась. И проиграла. Победа Алжира в борьбе с Францией показала: если вы в исторической тенденции, а ваш противник идет против нее, соотношение сил не определяет конечный результат. далее➤

Пресловутые, аптечные 86% - они не за власть, они всегда были такими

В наш политический обиход вошло роковое число 86. Социологи не устают сообщать, что 86% опрошенных поддерживают и одобряют все действия власти. Кроме того, они ненавидят Америку, Европу и Украину, а также либералов, геев и лесбиянок, мигрантов, инородцев, иноверцев и оппозиционеров...

Они верят всему, что говорят и показывают по телевизору. Они любят Ленина, Сталина и царя-мученика Николая. Они убеждены в существовании инопланетян, порчи и сглаза, всемирного заговора против России, мирового правительства Ротшильдов и Рокфеллеров. Они верят в целебные свойства всего, о чем рассказывают в передачах о здоровом образе жизни. Они считают, что жизнь вот-вот наладится, доллар рухнет, а мы скоро восстановим СССР и полетим сначала на Луну, а потом на Марс... далее➤

Коран и хадисы - в чем подвох

В своей книге о Мухаммеде я пытаюсь придерживаться и религиозного, и светского стиля, потому что рассчитываю как на верующих, так и на неверующих.

Еще одна реальность состоит в том, что эти три религии, называющиеся авраамическими, расходятся даже по отношению к единому богу - у каждой он свой. Много несостыковок и внутри самих этих религий, и спорить на эту тему можно бесконечно. Но лишь именем ислама сегодня льется кровь, хотя лилась она в течение долгого времени и именем христианства. Но это этап пройденный, и сегодня ислам как бы повторяет уже пройденный христианством путь решения проблем силой и кровью - крестовые походы, инквизиция и тому подобное.

Мусульманский мир не учитывает современные реалии. Нельзя действовать сегодня методами Средневековья, это нонсенс, но это нужно анализировать, исследовать. А исследуя, следовать и стилистике религиозной тоже. далее➤

«Эффективный менеджер» и принудительный труд

80 лет назад, 15 июля 1937 года, был торжественно открыт канал Москва — Волга, построенный буквально на костях заключенных. Принудительный труд уже давно во всем мире признан экономически невыгодным. Однако в России до сих пор есть люди, которые спорят о том, был ли Сталин эффективным менеджером. Можно ли это посчитать по гамбургскому счету? Об этом в интервью с зав. кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ, чл.-корр. РАН Леонида Бородкина. Публикуем авторизованную расшифровку интервью.

— Вы работаете в области исторической информатики, занимаетесь математическим моделированием в истории. Как работают методы математического моделирования в истории?

— Здесь есть два основных подхода. Один — когда мы изучаем какой-то процесс в динамике, а данные за ряд лет или за ряд периодов отсутствуют. Их надо реконструировать. И с помощью моделей можно сделать ту или иную аппроксимацию, реконструкцию процесса на тех периодах, где нам источники не оставили данных. далее➤

Государство безнадежного прошлого

Российские власти не готовы принять новую эпоху, в которой главная ценность — это люди.

Недавно умер, почти 90-летним, американский футуролог Элвин Тоффлер — потрясающий человек, в 1980-м предсказавший, например, появление Фейсбука и тогда же объяснивший логику нового российского застоя времен «позднего Путина». Да-да, работал на сильное упреждение.

У нас «футуролог» — что-то вроде бабки Маланьи. Но в Америке футурология — вполне себе дисциплина с набором громких имен, от Бжезинского и Фукуямы до главы частного разведагентства Stratford Фридмана. Все они так или иначе работают с future in present, с «будущим в настоящем». далее➤

Николай Бердяев о неизбежном противоречии между свободой и равенством

Свобода и равенство несовместимы. Свобода есть прежде всего право на неравенство. Равенство есть прежде всего посягательство на свободу, ограничение свободы. Свобода живого существа, а не математической точки, осуществляется в качественном различении, в возвышении, в праве увеличивать объем и ценность своей жизни. Свобода связана с качественным содержанием жизни. Равенство же направлено против всякого качественного различия и качественного содержания жизни, против всякого права на возвышение.

Правовое государство — вещь очень относительная. И если есть в либерализме вечное начало, то искать его следует не в тех или иных политических формах, не в той или иной организации представительства и власти, а в правах человека, в свободах человека. Права и свободы человека безмерно глубже, чем, например, всеобщее избирательное право, парламентский строй и т. п., в них есть священная основа. далее➤

Что есть «народ» - смысл, миф и реальность

"Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…" – так говорится о народе в первой фразе Конституции РФ. Однако сегодня нет, пожалуй, другого слова в российском словаре, которое употреблялось бы с большей смысловой многозначностью в самых разных контекстах. Значит ли это, что понятие устарело, или просто исчез сам объект?

Действительно, изначально "народ" подразумевал нацию, позже - проживающих под одной государственной крышей людей. Так же называли отдельную социальную категорию – крестьян. Одновременно народ являл собой стихию и двигатель истории, а по нынешним временам – электорат, в российском случае крайне пассивный. Политэкономия учит, что народ – это большинство населения, не обладающее привилегиями и поэтому противостоящее элите, власть имущим. Исходя из этого, несколько устаревшего определения, современные социалисты мечтают об экспроприации и общественной собственности на ресурсы и средства производства так же, как и сто лет назад. далее➤

«Не в коня корм...»

Помните, что такое двоемыслие? Я помню. Страдал этим недугом, смахивающим на шизофрению.  Причем довольно долго.

Я вроде бы и видел реальную жизнь, но в то же время не видел ее, отводил глаза.  При встрече с неприятным фактом, противоречащим всему, что мне внушили, либо старался не думать о нем, либо "правильно его понять".

«Двоемыслие означает  способность придерживаться двух взаимоисключающих мнений и верить в оба – пишет Джордж Оруэлл в своей антиутопии... – Говорить преднамеренную ложь и верить в нее; забывать все то, что стало неприемлемым, и снова извлекать забытое из небытия, когда это становится необходимым, отрицать объективную действительность и тут же принимать ее в расчет».

Мой опыт жизни в СССР и на Западе убедил меня в следующем: в сознании тотально несвободного человека  острая политическая шутка не производит той очищающей работы, того освобождающего, отрезвляющего, преодолевающего действия, какую она совершает в голове гражданина нормального общества. Не вызывает  длительного сомнения. Не вылечивает от  двоедушия и шизофренической раздвоенности.   Да, она приносит кратковременное облечение, щекочет нервы, помогает разрядить напряжение, отвести душу, выпустить пар, но – не в силах отменить,  дезавуировать  иллюзорную действительность, навязанную  пропагандой и страхом. далее➤

«Современная Россия опасна для себя самой и тем самым опасна для других»

Из книги историка Юрия Афанасьева (1934-2015): Опасная Россия

Рассматривая в этой книге различные аспекты русской истории, я пытаюсь понять и объяснить причины, по которым современная Россия опасна для себя самой и тем самым опасна для других. Подобные аспекты с каждым новым поворотом темы выстраиваются в ряд, не только умножающий, но и объясняющий такого рода причины. Изобилие этих факторов порой подталкивает к заключению: русская история вообще не годится для позитивной работы над сегодняшними проблемами, не подходит для выработки конструктивной идеи объединения всех россиян. И, может быть, поэтому у нас так много сознательных сторонников сохранения непроясненности в массовом сознании, полагающих, что лучше уж пусть будет все, как есть. Пусть остается официальная версия нашей истории, основа которой по-прежнему – Карамзин. Иначе говоря, лучше уж продолжать жить не историей, а мифом о России: с опасным прояснением сознания всех россиян мы рискуем, не дай Бог, потерять даже то, что еще уцелело от России/СССР/России. далее➤

Массовая искусственная примитивизация и понижение интеллектуального уровня населения для легкости управления

Если с "уважением" и "симпатией" к генсеку ЦК ВКП(б) Сталину в марте 2016 года относились 37%, то в январе 2017 года это число выросло до 46%. Но, по-прежнему, более 80% россиян поддерживают политику Владимира Путина, более того, 32% считают, что живут в самое лучшее для России во всей ее истории – путинское время. Для 29% лучшее время – брежневское.

Директор "Левада-центра" профессор, доктор философских наук Лев Гудков поделился своим мнением на эту тему.

Социологов, я так понимаю, в этом году можно поздравить с несколькими юбилеями.

 Да, 30 лет, как реабилитирована социология и принято решение о создании Центра изучения общественного мнения. Собственно, начал он свою деятельность только на следующий год, потому что в январе 1988 года академик Татьяна Ивановна Заславская приступила к работе. далее➤

Страницы