Общественно-политический журнал

 

Политическое будущее США на фоне крайней поляризации американского общества

Несмотря на то, что Дональд Трамп продолжает настаивать на том, что итоги последних президентских выборов были фальсифицированы, после серии уклончивых твитов он все же осудил беспорядки, учиненные его сторонниками в здании Капитолия в среду, 6 января, когда на совместном заседании Конгресса проходило утверждение официальных итогов ноябрьского голосования. В своем видеообращении в социальных сетях на следующий день Дональд Трамп также заявил, что работает над «упорядоченной передачей власти» новой администрации.

«20 января состоится инаугурация новой администрации. Сейчас я сосредоточен на обеспечении плавной и упорядоченной передачи властных полномочий», – заявил Трамп в своем обращении. Он также добавил, что «в этот момент нам требуется исцеление и примирение». Тем не менее, действующий президент написал в Твиттер в пятницу, 8 января, что он не намерен участвовать в церемонии инаугурации Байдена.

Как известно, 6 января после митинга у Белого дома, на котором выступил сам президент Трамп, его сторонники направились на Капитолийский холм, прорвали заграждения и полицейский кордон, и, ворвавшись в здание Конгресса, сорвали проходящее там заседание и вступили в стычку с охраной, в результате чего федеральному имуществу был нанесен ущерб. Исходом столкновений в центре американской столицы стала смерть по крайней мере пяти человек, в том числе полицейского из службы охраны Капитолия Брайана Сикника. Десятки нарушителей порядка были арестованы, и сегодня, в пятницу 8 января, обвинения были предъявлены 55 из них. Следствие продолжается.

Президент Трамп, который на упомянутом митинге в очередной раз призвал своих сторонников к протестам против победы Джо Байдена, подвергся острой критике как со стороны демократов, так и многих республиканцев. Американская общественность также резко осудила действия участников протестной акции и самого Дональда Трампа, а ряд организаций и законодателей, назвав происшедшее попыткой мятежа, призвали к отстранению его от должности несмотря на то, что до окончания президентского срока остается около двух недель.

Хотя отстранение президента Трампа от власти до 20 января маловероятно, в свете произошедших беспорядков и широкого общественного резонанса ряд американских аналитиков задается вопросом, есть ли у Дональда Трампа политическое будущее, насколько влиятельным останется он и его сторонники, и что в целом ждет Республиканскую партию?

Республиканцы, которые к тому же проиграли два сенатских места демократам в результате прошедших в понедельник, 5 января, выборов в штате Джорджия, также теряют контроль в верхней палате Конгресса США. Так как места в Сенате между демократами и республиканцами разделились поровну – 50/50 – то решающим становится голос вице-президента демократа Камалы Харрис.

Демократическая партия теперь, в дополнение к контролю над исполнительной ветвью власти, располагает номинальным большинством в обеих палатах Конгресса, что даст им возможность проводить в жизнь многие политические инициативы, ранее блокируемые республиканцами. В то же самое время, подчеркивают эксперты, беспорядки в Вашингтоне лишь подчеркивают крайнюю политическую поляризацию американского общества, и стране необходимо примирение.

Вопрос о том, что ждет обе партии и как американское общество должно двигаться дальше все острее встает на повестку дня, говорят американские политологи.

Аналитик консалтинговой компании Eurasia Group Джеффри Райт (Jeffrey Wright) отмечает, что события на Капитолии 6 января оказывают серьезное влияние на Республиканскую партию, которая в дальнейшем будет сильнее расколота между сторонниками президента Трампа и теми, кто отвергает его наследие. При этом, если после беспорядков республиканская элита отходит от Дональда Трампа, среди избирателей-республиканцев эта тенденция наблюдается в гораздо меньшей степени, а его сторонники продолжают доминировать в традиционно консервативных штатах.

«Мы видим, что республиканская элита выступает против того, что произошло, и они очень рассержены на Трампа по этому поводу, – говорит Райт. – Но большая часть [республиканской] электоральной базы по-прежнему поддерживает Трампа и, вероятно, поддержит его, или кого бы тот не поддержал, на выборах в 2024 году. В некотором смысле это продолжение феномена Трампа 2016 года, когда вся элита Республиканской партии была против него, но Трамп все равно выиграл праймериз, потому что у него была поддержка электоральной базы».

Те республиканцы, кто хочет избавить партию от влияния президента Трампа, стоят на пороге «трудного политического пути», добавляет аналитик Eurasia Group.

«6 января стало началом открытого противостояния за будущее Республиканской партии в “пост-трамповскую” эпоху. В республиканской коалиции есть популистский элемент и правящий элемент, и я думаю, что эти две группы будут бороться за контроль, – говорит Уит Эйрес (Whit Ayres), политический консультант и президент исследовательской фирмы по изучению общественного мнения и связей с общественностью North Star Opinion Research. – Произошедшее серьезно подорвало политический авторитет президента Трампа, и неизвестно, хватит ли у него политического веса для участия в выборах в 2024 году. Но очевидно, что в будущем за лидерство в Республиканской партии развернется настоящая борьба».

По мнению Эйреса, успеха в этой борьбе достигнет тот, кто сможет объединить две противоборствующих группы: «Для этого потребуется очень одаренный и талантливый политический лидер».

Тот факт, что отстранение президента Трампа от власти до 20 января – при помощи импичмента или задействования 25-й поправки Конституции США – обсуждается не только среди демократов, но и республиканцев, показывает, насколько серьезно многие республиканцы раздосадованы действиями президента Трампа, добавляет эксперт.

Однако, задействование механизмов для отстранения Трампа от власти маловероятно, так как для столь радикального шага среди республиканцев, скорее всего, не окажется достаточной поддержки. Так, вице-президент Майк Пенс, к которому перешла бы власть в случае задействования 25-й поправки, уже высказался против принятия этой меры. Также несмотря на то, что законодатели от Демократической и Республиканской партий сблизили свои позиции в отношении победы Джо Байдена и осудили беспорядки, политические разногласия по ключевым вопросам между двумя партиями остаются.

Демократы получают контроль как в исполнительной, так и в законодательной ветвях власти, а республиканцы теперь будут находиться в полной оппозиции, и это только ускорит возвращение разногласий на повестку дня, подчеркивает эксперт Американского института предпринимательства Джон Фортьер (John Fortier, American Enterprise Institute).

«У новой администрации всегда есть возможность сделать что-то новое и установить диалог [с другой стороной]. Но я думаю, что имеющиеся различия и тот факт, что одна сторона является партией большинства, а другая будет играть роль меньшинства, довольно быстро заявят о себе», – отмечает он.

Произошедшее на Капитолии в очередной раз подчеркнуло крайнюю поляризацию американского общества и то, что большая часть населения разочарована в имеющейся системе и государственных институтах и не доверяет им, говорит президент вашингтонского Центра двухпартийной политики Джейсон Грумет (Jason Grumet, Bipartisan Policy Center).

«Единственный способ изменить это – действительно заставить систему работать для большего числа американцев», – отмечает Грумет, добавив, что, по его мнению, продолжающаяся пандемия коронавируса сужает политическую повестку дня. Обе партии должны найти способы для сотрудничества несмотря на идеологические различия, в том числе между так-называемой «прогрессивной» частью Демократической партии и консервативной частью республиканцев, для которых идеи прогрессивных демократов являются леворадикальными, говорит эксперт.

«Каждый раз, когда у вас есть одна партия, полностью контролирующая две ветви власти – президентскую, а также нижнюю палату и Сенат – почти всегда неизбежна тенденция перегиба», – высказывает свои опасения Уит Эйрес. – И часто это вызывает обратную реакцию, которая возвращает другую партию к власти. Мы видели это неоднократно. Поэтому, настоящий вызов для демократов теперь будет состоять в том, чтобы не переусердствовать и не слишком сильно отклониться влево, что немедленно может вернуть республиканцев к власти на следующих выборах».

Джеффри Райт также подчеркивает, что уже следующие выборы в Конгресс в 2022 году станут политическим тестом как для республиканцев, так и демократов. При этом эксперт считает, что демократы ограничены в том, насколько их политическая повестка будет претворена жизнь: «Их большинство как в Палате представителей, так и в Сенате, но особенно в Сенате, чрезвычайно мало. Так что им нужно быть очень осторожными, и буквально каждый демократ в Сенате должен быть согласен с принимаемыми решениями. И это значит, что одним из решающих голосов станет сенатор Джо Манчин, самый консервативный демократ из Западной Вирджинии».

Так, демократы с большой вероятностью смогут провести ряд поддерживаемых ими мер в рамках пакета экономической помощи на фоне пандемии коронавируса, в том числе расширение пособия по безработице. Однако достижение таких амбициозных проектов, таких как Green New Deal или «зеленый новый курс» – план по борьбе с климатическим кризисом объемом около 2 трлн долларов – маловероятно, считает Райт.

Также, по мнению аналитика Eurasia Group, несмотря на заявления Джо Байдена о том, что тот будет прилагать усилия об объединении страны, разногласия между сторонами настолько глубоки, что это будет крайне сложно сделать: «Но Байден, я думаю, полностью привержен этой идее и намерен добиваться этого».

Валерия Егисман