Общественно-политический журнал

 

Словесный блуд Путина о мире «фантастический по своей наглости»

Украина в ночь на 25 ноября подверглась беспрецедентной с начала войны атаке российских беспилотников. По оценке украинских военных, в налете участвовали 75 «Шахедов».

Около 60 из них были нацелены на Киев. Налет на столицу длился почти шесть часов. Есть разрушения и пострадавшие.

Эти действия плохо увязываются с заявлениями, которые время от времени исходят от президента РФ Владимира Путина, о том, что Кремль якобы не против поисков мира. На днях Путин вновь возложил на Киев всю ответственность за нулевую точку в переговорном процессе между Россией и Украиной о прекращении войны. Свои старые тезисы он повторил в ходе виртуального саммита лидеров «Большой двадцатки», в котором не приняли участие главы многих государств, включая США и Китай.

«Россия никогда не отказывалась от мирных переговоров с Украиной, – в частности, утверждал Путин. – Это не Россия, а Украина публично объявила о том, что выходит из переговорного процесса».

Российский лидер также обвинил президента Украины Владимира Зеленского в подписании декрета, якобы запрещающего вести переговоры с Москвой. На самом деле в указе Зеленского говорится о невозможности диалога непосредственно с Путиным, а не с другими представителями российского государства.

Между тем позиция Киева ясна и недвусмысленна, и ее не раз подчеркивал украинский президент: для начала переговоров Россия должна отвести свои войска на границы 1991 года. Это ключевое, хотя и не единственное условие в понимании Зеленского. По его словам, «восстановление территориальной целостности, восстановление прав и свобод людей, восстановление суверенитета – это главные принципы окончания горячей стадии войны, а затем восстановление справедливости».

Однако президент Украины убежден, что Кремль просто не хочет справедливого мира. При этом, говоря о «формуле мира», он на днях отметил, что если Россия выполнит пункт, касающийся уважения к территориальной целостности Украины и уставу ООН, и выведет войска из страны, то это и будет окончанием войны.

В свою очередь, президент Джо Байден не раз заявлял, что США не ведут никаких переговоров об урегулировании конфликта в Украине без участия Киева и не собираются это делать впредь.

Это уже не первое заявление Путина в таком духе, напомнил директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. По его оценке, российский президент тем самым хочет свалить вину с больной головы на здоровую.

«Мол, всё дело в плохом Зеленском, который отклоняет все потуги Москвы к миру, – уточнил он. – Любой агрессор всегда стремится предстать в роли голубя мира. Даже Адольф Гитлер в октябре 1941 года рассказывал в Берлине, что вынужден был начать войну против СССР, иначе бы на Германию напал Сталин. Но как бы то ни было, историю не перепишешь».

В данном случае риторика российской стороны сводится к весьма примитивной формуле, констатировал Андрей Золотарев: «Что наше, то наше, а о вашем поговорим позже. В такой ситуации трудно рассчитывать на компромисс, который удовлетворял бы обе стороны. Стратегия России понятна. Она взяла курс на войну на истощение и пытается решить исход войны силой оружия. Ни о каком стремлении Москвы к миру речи нет. Кремль заявляет, что захваченные украинские территории – часть Российской Федерации. Ясно, что для Украины мир на подобных условиях является “похабным”, пользуясь определением запрещенного ныне на Украине классика марксизма-ленинизма, и неприемлемым».

Никакого реального, конструктивного мирного плана у Путина нет, он лишь в очередной раз поупражнялся в словесной эквилибристике, подчеркнул украинский политолог.

«Естественно, Путин адресовал своё послание в первую очередь к собственному населению и кремлевским пропагандистам, чтобы последние понесли его тезисы в массы. Западную публику на мякине не проведешь. Пока не пойдет речь о выводе российских войск с международно признанных украинских территорий, такой мир будет больше напоминать капитуляцию Украины, к чему, собственно, и стремится Путин. Еще он, вероятно, хочет, чтобы Запад демонтировал антироссийский санкции только за то, что его армия просто перестанет стрелять, не собираясь покидать захваченные земли. Такой сценарий тоже утопичен», – резюмировал он.

Заявление Путина – «фантастическое по своей наглости», заметил российский оппозиционный политик, историк Андрей Зубов. По его мнению, оно ориентировано на две группы людей: «Прежде всего на тех, кто поддерживает его в той или иной степени – и за границей, и в первую очередь внутри России. Такие люди, к сожалению, есть. Вторая категория – это, как говорил в своё время Владимир Ленин, “полезные идиоты”, которые бездумно верят всему сказанному и не способны на серьезный анализ».

Разумеется, любой человек, который мало-мальски разбирается в теме, прекрасно понимает, что всё здесь шито белыми нитками, считает Андрей Зубов: «В действительности Путин, совершив полномасштабное вторжение в соседнюю страну под насквозь лживым предлогом никогда не существовавшего в Украине фашизма и захватив вдобавок к аннексированному Крыму новые территории, не собирается их отдавать ни под каким соусом. Он хочет сохранить то, что уже оттяпал. А в этом контексте переговоры невозможны, о чем ясно сказал (президент) Владимир Зеленский. Все остальное в выступлении Путина – пускание пыли в глаза. Ему нужен не мир, а передышка для переформатирования сил».

Поэтому все рассуждения российского президента о поиске мира звучат лицемерно и цинично, что хорошо понимают на Западе, уверен политик.

«Сфальшивил Путин и тогда, когда утверждал, что Украина вышла из переговорного процесса. Подписанный Зеленским декрет говорит, что Киев не будет иметь дела конкретно с Путиным. У него на руках кровь мирных граждан, он военный преступник, о чем свидетельствует решение Международного уголовного суда. Вести с ним переговоры – себя не уважать. Вообще мирный процесс станет реальным с новым правительством, после смены нынешнего режим».

Место Путина не за столом переговоров, а на скамье подсудимых за совершение преступлений против человечности, подытожил Андрей Зубов.

Виктор Владимиров