Общественно-политический журнал

 

Госдума одобрила поправки о новых правилах призыва и вручения повесток

Госдума России на заседании во вторник приняла во втором, и чуть позднее, также в третьем чтении законопроект, который предполагает создание единого реестра военнообязанных, вводит электронные повестки.

Во втором чтении депутаты - 391 парламентарий - высказались за изменения единогласно. Голосовавших против и воздержавшихся не было. В третьем чтении голосовали 395 депутатов, из них лишь один воздержался, голосов "против" не было.

Ранее во вторник текст поправок был опубликован на портале нижней палаты. Они добавляют новые способы оповещения призывников - заказными письмами, в электронном виде через портал "Госуслуги" и через МФЦ. Также в России создаётся единый реестр военнообязанных.

"Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном правительством...в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса", - говорится в тексте поправок. Реестр будет содержать личные данные военнообязанных, включая место проживания и военно-учетную специальность. Информация в реестр будет поступать со смежных государственных ресурсов автоматически, отмечает РБК.

Для неявившихся в военкомат предусмотрены ограничения, в том числе запрет на выезд за границу – причём запрет начнёт действовать со дня, когда повестка будет считаться врученной.

В числе других одобренных изменений - возможность зачисления в запас без личной явки в военкомат и об ограничения права водить машину уклонистам, передаёт РИА "Новости".

Как пишет телеграм-канал SOTA, поправки о повестках объемом в 60 страниц были внесены в Госдуму за полтора часа до их обсуждения. Депутаты не могли успеть ознакомиться с ними: на ситуацию пожаловались два представителя КПРФ. В ответ спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал "не саботировать работу" парламента, говорится в сообщении SOTA.

Что ждет россиян после принятия нового закона

Сергей Кривенко, директор правозащитной группы "Гражданин и армия", объяснил в эфире Настоящего Времени, что ждет получателей электронных повесток в военкомат и готовится ли в России вторая волна мобилизации.

– Депутаты собираются узаконить рассылку повесток в электронной форме, вероятно, через "Госуслуги". А могу я вас спросить про законы в России вообще: существует ли в какой-либо сфере человеческой деятельности в России закон, который бы обязывал совершать какие-либо действия после уведомления в электронной форме? Например, если я вспомню автомобильные штрафы, а я знаю, что на "Госуслугах" они людям тоже приходят, но это, насколько я понимаю, просто информирование, такая добровольная история, что человек может заплатить штраф раньше. А вот когда это будет передано судебным приставам, это будет уже другая история. Или я неправ?

– Мне трудно сейчас сказать за все законодательство. Но, насколько я понимаю, вы совершенно правы. Надо различать информирование и возникновение ответственности. Военкомат имеет право информировать граждан всеми возможными способами: хоть голубиной почтой, хоть электронными повестками, хоть на столбах развешивать. Но это информирование, оно не порождает правовых последствий. Пока правовые последствия порождает только вручение повестки в бумажном виде лично под подпись. И это неслучайно.

Повестка – это не простая бумажка, это правовой документ, он порождает правовые последствия. Неявка по повестке, на которой написано "явиться в военкомат" для прохождения призывных мероприятий, может уже породить административную ответственность. Неявка несколько раз по врученной лично повестке может породить и уголовную ответственность, если власти докажут уклонение. С этой повесткой человек может пойти к работодателю, и тот обязан на основании этой повестки предоставить ему отгул в тот день, на который он вызывается в военкомат. Это правовой документ.

Много раз говорили чиновники из министерства обороны о том, что вручение повесток под подпись надо изменить, что это не работает. Люди не живут и имеют право жить не по адресу регистрации и их трудно найти. Но это их проблемы. В принципе, система оповещения может быть изменена. В ней необходимо будет четко прописать механизм, который подтверждает, что повестка была вручена. Как это сделать в электронном виде, пока неясно. Но посмотрим, что они сделают.

– Вы понимаете, что дальше? Авторы поправок говорят, что неявившимся будут ограничивать выезд за рубеж, запрещать управлять транспортными средствами, заключать сделки с недвижимостью. То есть он сейчас говорит о том, что за неявку в военкомат людей собираются ограничивать в правах?

– Это тоже порождает вопросы, потому что пересечение государственной границы регулируется отдельным законом: законом о въезде и выезде. Где пока существует только одно ограничение для призывников: если после прохождения всех призывных мероприятий призывная комиссия выносит решение о направлении гражданина на военную службу. Причем для призыва на срочную службу это решение выносится обязательно лично в присутствии гражданина, а для мобилизации решение может быть заочным. Только в этом случае человек может быть ограничен в пересечении границы. Тогда надо вносить изменения и в этот закон.

Управление имуществом – это же право на собственность. И оно должно быть ограничено только законами. А в законе нужно прописать соответствующую процедуру.

Очень трудно себе представить, что за один вечер или за несколько дней, когда появилась эта инициатива, будет подготовлен огромный пакет документов, который будет вносить изменения во все законы. Но даже если это произойдет, еще раз говорю: это только способ оповещения граждан, который теоретически может порождать возникновение ответственности в отношении гражданина.

Значит, людям, которые не хотят идти в армию, надо будет менять тактику поведения. А, как мы знаем из истории, на всякий меч будет придуман свой щит.

– Как вы думаете, это все – это может быть подготовкой к новой волне мобилизации?

– Конечно, может быть. Потому что те планы, которые сейчас озвучены чиновниками Минобороны, – набрать 400 тысяч контрактников до конца года – нереальны. Вербовка на контракт провалилась и в прошлом году. Из-за этого и была первая волна мобилизации. И видно, что количество граждан, которые сейчас добровольно хотят идти на войну с Украиной, очень незначительное. Поэтому, по всей видимости, они готовят ресурс для того, чтобы провести вторую мобилизацию, избежав тех проблем, которые были осенью.

Я хочу обратиться ко всем и напомнить, что в России любой человек, который сейчас в условиях войны не хочет идти на военную службу, он имеет на это полное право. В России существует пункт, касающийся убеждений. Это статья 28, 29 и 59.3: любой гражданин России, имеющий антивоенные убеждения имеет право потребовать замену военной службы на исполнение гражданских обязанностей. И это работает как при призыве на срочную службу, так и при призыве на мобилизацию. Хотя при мобилизации нет специального закона, но это право это работает. Мы это видели осенью прошлого года. И сейчас оно было подтверждено в суде в ряде случаев. И это должно работать для военнослужащих. Хотя увольняться они сейчас не могут, но требовать службы без оружия, неучастия в боевых действиях они тоже вполне имеют право.