Общественно-политический журнал

 

Их осудили за попытку поменять власть законным демократическим мирным путем

Реакция в Европе и мире на приговоры Марии Колесниковой и Максиму Знаку, которым в понедельник, 6 сентября, суд в Минске дал соответственно 11 и 10 лет колонии, оказалась предсказуемо жесткой и негативной. Евросоюз, правительство Германии, а также немецкие и европейские политики резко осудили приговоры, потребовали немедленно освободить Колесникову и Знака, а также всех белорусских политзаключенных. Кроме того, все сильнее звучат голоса тех политиков в Европе, кто требует принятия Брюсселем новых санкций против Минска.

Незамедлительного освобождения членов Координационного совета белорусской оппозиции Марии Колесниковой и Максима Знака в специальном заявлении потребовал официальный представитель Евросоюза по внешней политике Петер Стано. Он подчеркнул, что все обвинения против оппозиционеров, которых белорусский суд признал, среди прочего, виновными в заговоре с целью захвата власти и создании экстремистского формирования и руководства им, являются "необоснованными".

"ЕС осуждает продолжающееся вопиющее неуважение минским режимом прав человека и основополагающих свобод народа Беларуси и подчеркивает свои требования немедленного и безусловного освобождения всех политзаключенных в Беларуси (их количество превысило 650), включая госпожу Колесникову и господина Знака, журналистов и всех людей, находящихся за решеткой за отстаивание своих прав", - сообщил Стано.

Представитель МИД ФРГ Андреа Зассе отметила, что приговоры Колесниковой и Знаку "символизируют жестокость и репрессии белорусского режима в отношении оппозиции и гражданского общества". Зассе назвала белорусских оппозиционеров "одними из наиболее смелых представителей протестного движения после сфальсифицированных выборов президента".

По ее словам, правительство Германии "осуждает несправедливые приговоры в отношении Марии Колесниковой и Максима Знака", выражает "им и всем белорусам, заключенным под стражу по политическим причинам, безграничную солидарность" и требует освобождения всех политзаключенных в Беларуси.

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Соединенные Штаты осуждают политически мотивированные приговоры, вынесенные в понедельник белорусским оппозиционерам Марии Колесниковой и Максиму Знаку.

«Госпожа Колесникова, получившая в этом году Международную женскую премию за отвагу, была приговорена к 11 годам лишения свободы за мужественную публичную поддержку кандидатов, бросивших вызов 26-летнему правлению Александра Лукашенко, – напомнил Блинкен. – Господин Знак, мирно участвовавший в политической кампании, был приговорен к 10 годам лишения свобода. Оба уже провели почти год в предварительном заключении».

«К сожалению, эти приговоры являются очередным свидетельством того, что режим полностью игнорирует права человека и основные свободы народа Беларуси, – подчеркнул госсекретарь. – Госпожа Колесникова и господин Знак заслуживают прозрачного судебного решения по выдвинутым против них сфальсифицированным обвинениям, чего они не получили. Как государство-участник ОБСЕ Беларусь обязалась уважать право на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, а также право на свободу выражения мнений и мирных собраний. Как и все граждане Беларуси, госпожа Колесникова и господин Знак имеют права, закрепленные в белорусской конституции, в том числе право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, в соответствии с международными обязательствами Беларуси в области прав человека».

«Вместе с нашими партнерами и единомышленниками мы поддерживаем стремление белорусского народа к демократическому, процветающему будущему в свободной и независимой стране. 9 августа мы издали указ, привлекающий режим Лукашенко к ответственности за ущемление демократии и прав человека, транснациональные репрессии и коррупцию, – продолжил Блинкен. – Мы повторяем наш призыв к прекращению кампании репрессий против граждан Беларуси за осуществление их прав человека внутри и за пределами Беларуси и к немедленному и безоговорочному освобождению всех политических заключенных, включая госпожу Колесникову и господина Знака. Мы вновь призываем власти Беларуси начать подлинный диалог с демократической оппозицией и членами гражданского общества, ведущий к свободным и справедливым выборам под международным наблюдением».

Решение судебных властей Беларуси, осудили правозащитники. Сегодняшний приговор Марии Колесниковой, ставшей лицом мирных протестов 2020 года в Беларуси, и ее близкого соратника, адвоката Максима Знака, к лишению свободы на срок в 11 и 10 лет соответственно является катастрофой для свободы выражения мнений в Беларуси, заявил заместитель директора Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Брюс Миллар.

«Преследование и заключение в тюрьму Марии Колесниковой и Максима Знака призвано разрушить надежды миллионов людей, от чьего имени они выступали, – это целое поколение белорусов, которые стремятся к тому, чтобы в их стране произошли мирные изменения и чтобы права человека в ней уважались. Эти отважные люди теперь должны провести значительную часть своей жизни за решеткой только за то, что они выступили против Александра Лукашенко и репрессивной политики его правительства», – подчеркнул Миллар.

«Лукашенко подтверждает, что не пойдет ни на какие перемены»

Руководитель Научно-исследовательского Центра Мизеса, белорусский политик и экономист Ярослав Романчук полагает, что суровый приговор оппозиционерам – сигнал Лукашенко политическим оппонентам: каждый, кто будет принципиально и до конца противостоять власти, получит “на полную катушку”. По словам Романчука, Колесникова и Знак не сломались, показав пример подлинного гражданского мужества.

«Это вызвало дополнительное раздражение Лукашенко, и без того испытывающего острую боль в связи с психической травмой, которую он получил при выполнении своей “исторической миссии”, – с горьким сарказмом отметил эксперт. – А фактически их (лидеров оппозиции) осудили за попытку поменять власть демократическим мирным путем. Таким образом, Лукашенко подтверждает, что не пойдет ни на какие перемены. Он как бы говорит согражданам: до тех пор, пока вы все не покоритесь и не примете мои правила игры, ни на что другое не рассчитывайте. Меня не пугают ни санкции, ни социальные и экономические последствия для страны».

К сожалению, именно так и обстоит дело, констатировал руководитель Научно-исследовательского Центра Мизеса. «Лукашенко действительно не волнует цена, которую уже заплатила и еще заплатит страна за его политику, – утверждает он. – Ему плевать, что полмиллиона белорусов сбежало из-за гнета и репрессий за границу, что в тюрьмах томятся сотни политзаключенных. Кажется, он окончательно смирился с тем, что остается последним тоталитарным диктатором на постсоветском пространстве».

Вместе с тем Ярослав Романчук уверен, что Колесникова и Знак выйдут на свободу досрочно. Когда в стране принципиально изменится ситуация, их вне зависимости о того, сколько лет им дали, выпустят, да еще и провозгласят народными героями, резюмировал он.

«Сегодня лидеры оппозиции, которые не уехали из страны, наказываются максимально жестко»

Приглашенный эксперт Московского Центра Карнеги Артем Шрайбман считает, что приговор Колесниковой и Знаку абсолютно укладывается в русло практики белорусских судов последнего времени. Эксперт напомнил, что выдвигавшийся кандидатом на пост президента республики Виктор Бабарика недавно приговорен к 14 годам заключения. «Скорее всего, и (Сергея) Тихановского (мужа лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской) тоже приговорят к большому сроку, – добавил он. – Сегодня те лидеры оппозиции, которые не уехали из страны, наказываются максимально жестко. Потому что Лукашенко так тяжело переживает моральную травму, которую они ему нанесли. Говоря проще, мстит».

Безусловно, белорусские политзаключенные в итоге так или иначе могут рассматриваться как повод для торга с Западом, рассуждает Артем Шрайбман. «Другое дело, что Лукашенко сажает людей не для того, чтобы кого-то из них потом кому-то «продать», – уточнил он. – Это просто итог, но не цель. А цель в первую очередь в том, чтобы наказать за протесты, за попытку сменить власть в Беларуси. То, что потом политзаключенные становятся своего рода разменной монетой – при условии, если у Запада найдется к ним интерес – это так. Однако, как представляется, Минск начнет торг явно не с Колесниковой или со Знака. Потому что они – одни из ключевых фигур оппозиции. Если кого-то и начнут отпускать, то скорее из числа тех, кто написал прошение о помиловании».

Вместе с тем эксперт не считает, что строгость этого приговора можно рассматривать как своего рода подготовку к запланированному на 9 сентября визиту Лукашенко в Москву – чтобы показать жесткость и непримиримость в борьбе с оппозицией. «Такие же приговоры выносились и раньше, наверное, будут выноситься и позже. Поэтому я бы не искал здесь связи», – заключил Артем Шрайбман.