Общественно-политический журнал

 

Несколько месяцев их писали скрытой камерой за то, что не так молятся

Сегодня в суде по делу свидетеля Иеговы Анатолия Вилиткевича смотрели запись со скрытой камеры, установленной у него дома. Камера была над дверью в единственной комнате, которую Вилиткевич и его жена использовали и как гостиную, и как спальню. Обычная съемная однушка в Уфе. Несколько месяцев их беспрерывно писали. Всю их бытовую жизнь. Следователь представил в суд многочасовую запись. Представляете, сидели фэйсы и следователи и смотрели, как муж с женой разговаривают, целуются, спят.

И все потому, что эти муж и жена неправильно молились. Вот православные молятся Христу правильно, а эти - неправильно. Поэтому первым - зеленые храмы за счёт бюджета, а вторым - тюрьма.

На видеозаписи, которая длится час, Вилиткевич с двумя друзьями обсуждает, в какой день и у кого собраться, чтобы помолиться, и можно ли по скайпу подключить других соверующих.

В какой-то момент в комнату заходит рыжий котик. Мяукает. Вилиткевич с ним возится: впускает в комнату, выпускает, потом отправляет на кухню со словами "иди, покушай".

И вот сидим мы в суде: судья, секретарь, прокурор, подсудимый с двумя адвокатами и я, журналистка, и смотрим, как человек, которого судят за экстремизм, гладит котика.

Когда вечером возвращаюсь в свою квартиру, каждый раз думаю, каково это в какой-то момент оказаться в суде и смотреть с незнакомыми, чужими людьми на экране компьютера, как ты вел свою обычную жизнь в своей квартире, думая, что ты в безопасности.

В Ленинском районном суде Уфы сегодня продолжилось рассмотрение уголовного дела местного жителя Анатолия Вилиткевича, обвиняемого по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ - пишет Коммерсантъ.

В ходе процесса выяснилось, что на протяжении нескольких месяцев 2018 года в однокомнатной квартире, которую Анатолий Вилиткевич арендовал вместе со своей супругой, стояла скрытая камера. Судя по видеозаписям, камера была установлена над входной дверью комнаты, служившей супругам и гостиной, и спальней. Адвокат подсудимого Александр Греков пояснил „Ъ“, что видеокамера была микроскопической и, вероятно, крепилась над дверным косяком. Вилиткевичи узнали о скрытой съемке только в ходе ознакомления с материалами дела.

Следственный комитет предоставил суду многочасовую запись с камеры, где, в частности, зафиксированы моменты быта супругов. Это удивило подсудимого. Он заявил, что не понимает, зачем в материалах дела содержатся записи его «личных отношений с женой» и «двухчасовые съемки пустой квартиры». Гособвинитель пояснила, что непрерывная видеозапись исключает подозрения в монтаже. Впрочем, исследовать решено было только четыре видеозаписи, обозначенные следствием, как доказательства экстремистской деятельности Анатолия Вилиткевича.

Участники процесса успели посмотреть только одно видео, длящееся около часа. 28 января 2018 года скрытая камера сняла небольшую комнату, в одной части которой стоял разложенный диван, тумба с цветами, в другой — стол и сушилка для белья. На протяжении часа трое мужчин, один из которых Анатолий Вилиткевич, сидят за столом и обсуждают предстоящие богослужения. В частности, решают, во сколько и в чьей квартире соберутся в ближайшие выходные, чтобы помолиться. Также обсуждают технические моменты: как организовать богослужение, чтобы к нему могли онлайн присоединиться другие верующие. Несколько раз мужчины отвлекаются на мяукающую кошку. Анатолий Вилиткевич спрашивает у жены, по-видимому, находящейся на кухне, есть ли еда в миске, и отправляет кошку к ней со словами: «Иди, покушай».

После просмотра видео гособвинитель спросила у подсудимого и его адвоката, хотят ли они исследовать оставшиеся три видеозаписи. Прокурор настаивала на том, что смотреть видео нет необходимости, так как ранее была оглашена их стенограмма. Сторона защиты попросила время, чтобы изучить видеозаписи еще раз самостоятельно и определиться.