Общественно-политический журнал

 

«Мы увидели, как нарастает отчуждение общества от власти»

Мне кажется, политическая ситуация в России кардинально изменилась. Точнее, менялась она постепенно, но эти 2 дня - 23 и 31 января - продемонстрировали наглядно, что миф о популярности Путина, о поддержке, какой он пользуется, об апатии, которая охватила российских граждан, - эти мифы остались уже в прошлом. Использовать их не решится даже сама оголтелая кремлевская пропаганда.

Очень важно, что протестный потенциал оказался гораздо выше, чем предполагали даже самые заядлые оптимисты. Если 23 января массовость протеста стала неожиданностью, очень многие считали, писали и говорили, что после такого жесткого разгона, 31 января выйдет, буквально, кучка людей. То, что эти выступления были идентичными по массовости и важно, что люди вышли, прекрасно зная, что их ждет, и то, как озверелая власть реагировала, потому что разгоны 31-го были не в пример жестче и количество арестованных превысило 5 тыс. человек. Только подумайте, 4 тыс. арестованных в первый день, 23 января, и 5 тыс. с лишним 31 января. Это тоже сигнал обществу. Власть не знает как разговаривать с протестующими людьми и приняла решение, как любая диктатура на излете, опираться только на грубую силу.

Хотя целью заявленных митингов было освобождение Навального, я думаю, что даже те, кто призывал к выходу на улицу, вряд ли предполагали, что выход людей может что-то принципиально изменить в судьбе Алексея. Власть на сегодняшний день абсолютно не готова ни к каким компромиссам, это очевидный итог 20-летнего путинского правления. И на этом этапе стареющий диктатор не может показывать минимальной слабости. А, понятно, освобождение Навального будет восприниматься именно таким образом. И хотя это может как-то сбить на время протестную активность, но стратегически Кремль исходит из того, что это будет серьезным поражением. И поэтому по всем индикаторам, которыми можно оценивать сегодня, от постоянно врущего Пескова до прокремлевских, околокремлевских пропагандистских каналов, ведется подготовка к тому, что 2 февраля Алексею Навальному заменят условный срок на реальный. И, более того, возбуждение новых уголовных дел является вопросом времени.

По существу, мы перешли в новую стадию, это, можно сказать, беларусский вариант, потому что мы увидели, как нарастает отчуждение общества от власти. И я думаю, даже самые оголтелые ястребы в Кремле не ждут того, что репрессиями удастся полностью погасить эту протестную активность.

Гарри Каспаров