Общественно-политический журнал

 

Карабах – кровь, нефть, газ и полный провал российской политики на Кавказе

Как же так оказалось, что сирийские боевики  которых Россия, по официальной версии остановила на дальних рубежах неожиданно оказались на наших южных границах? Уж не благодаря ли  главному торговому партнёру по транспортировке газа президенту Турции Р. Эрдогану?  Ну во первых сам Эрдоган это отрицает, а во вторых он уже не главный партнёр.  Российский «Голубой поток» стоит полупустой, а с «Южным потоком » именуемым с 2015 г. «Турецким» вообще труба.

Турция  переориентировалась на азербайджанский газ с месторождения Шах Дениз и туркменский газ по трубопроводу TANAP, в обход России. Не лишне вспомнить, что и азербайджанская нефть изменила маршрут, и  уходит не через  трубопроводы  Транснефти и КТК на Новороссийск- Южную Озерейку, а по трубопрободу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), с возможностью грузить супер танкера в глубоководном турецком Джейхане вместимостью по 350-400 тысяч тонн. А в Новороссийске  грузят не более 150 тысяч тонн, так как ограничивает осадка в проливах Босфор и Дарданеллы. И не специалисту  понятно, что вариант отгрузки  Баку-Джейхан более эффективен.

Ещё напомню, что при строительстве БТД Еревану предлагали проложить труборовод по территории Армении –  предполагая, что когда власть имеет доходы от транспортировки, легче решать политические вопросы, такие как проблема Карабаха. Ереван  отказался, а вот Тбилиси – нет.

Понятно, что сделав ставку с трубопроводами на Турцию, Россия практически потеряла преимущества на рынке нефти и  газа на южном направлении, а Азербайджан напротив – приобрёл.

Вот реально к чему пришла Россия, цитирую российские источники о нефти, с газом ситуация ещё хуже :

«Экспорт по системе «Транснефти» в июле может обновить исторический минимум. По предварительным данным, отгрузки Юралс в текущем месяце снизятся на 25% относительно июня, до 1,67 млн барр./сут. (7,17 млн т.). Это минимальный объем за историю мониторинга  c 2002 г.

Морские отгрузки сорта в июле должны сократиться на 41% к уровню июня, до 770 тыс. барр./сут. (3,32 млн т).»

Риторический вопрос – на что тратит Азербайджан миллиарды нефтедолларов? Конечно же на войну.  На уровень жизни простого народа золотой дождь нефтедолларов не сильно повлиял.

От фантастических планов строительства трубопроводов в обход России, убивших российский газовый рынок на Юге, до запуска в строй прошло немало лет.

Что делала Россия в это время? - Тянула время, продавая оружие противоборствующим сторонам, никак не решая карабахский конфликт. А ведь решения были, и за прошедшие 30 лет стороны минимум 3 раза были близки к решению. Вариантов рассматривалось множество. Это и Кипрская модель, и Чеченский вариант.  У бывшего президента Д.А. Медведева также был реальный план решения, но и он тоже не осуществился. Нежели  единственное, что остаётся  остаётся  это план Эрдогана «прекращение Арменией оккупации азербайджанских территорий»

Говорить, что у России не было времени или не было возможностей влияния на решение затянувшегося  конфликта будет лукавством. 30 лет большой срок.

А поскольку Россия оказалась, скажем мягко,  не способна или, скорее, не заинтересована решить конфликт, то президент Алиев предлагает включить Турцию в состав минской группы ОБСЕ, что будет лишь призанием очевидного факта роста влияния Турции в регионе.

Напрашивается  вывод – политика России на удерживание  приграничных конфликтов в «замороженом» состоянии терпит крах. Мы видим это в Украине, в Грузии, Молдове и в Карабахе.

А пока необходимость иметь заможенные конфликты на границах – это видимо то, что по необъяснимой причине устраивает Кремль, но не устраивает ни ближайших соседей, ни Европу, ни США, ни саму Россию. Не устраивает от слова «никого».

У вас есть другие объяснения? – У меня нет.

Mikhail Bobryshev