Общественно-политический журнал

 

«От выводов и прогнозов пока воздерживаюсь»

Последовательность событий не означает, что между ними причинная связь. Но к последовательности тоже стоит присматриваться.

Что происходило в последние три дня?

Путин беседует с Макроном о событиях в Беларуси. На следующий день Захарова зачитывает официальный документ, в котором Москва декларирует неприятие происходящего в соседней стране и призывает противоборствующие стороны стабилизировать ситуацию. В тот же день в Беларуси начинается освобождение задержанных, а министр внутренних дел извиняется перед «случайными прохожими», избитыми ОМОНом.

Следующий день отмечен передачей России задержанных вагнеровцев, которых накануне просила передать себе Украина. После чего – это уже сегодня – Лукашенко заявляет, что происходящее в стране – угроза не только Беларуси, но и союзному государству, в которое она входит, что у этого государства в обеих странах общие внутренние враги, действующие в пользу врагов внешних, и сегодня же впервые после выборов обсуждает ситуацию с Путиным.

От выводов и прогнозов пока воздерживаюсь.

***

В Беларуси начинается что-то похожее - по крайней мере, внешне - на происходившее в Украине после 30 ноября 2013 года, когда беркутовцы устроили избиение собравшихся на Майдане студентов. Ответом стал каждодневный протест с многократно возросшим количеством участников, ответом на что, в свою очередь, стали извинения Януковича и генпрокурора Пшонки с обещаниями разобраться и наказать виновных, а также переговоры с парламентской оппозицией о выходе из политического кризиса.

А теперь вот белорусские должностные лица и парламентарии после устрашающих действий омоновцев, устрашением не увенчавшихся, зовут к согласию и примирению – министр внутренних дел даже извинился перед теми, кого избили «случайно», а Лукашенко вроде бы готовит обращение к народу. Осталось подождать, с чем именно призовут согласиться и примириться людей, не захотевших примиряться с «победой» Лукашенко на выборах. Напомню только, что у Януковича желание отыграть все назад, ничего не меняя и ни в чем не уступая, исполнением не сопровождалось. Что может уступить протестующим Лукашенко, и какой у него с ними в сложившейся ситуации мыслим компромисс, вообразить не могу. Ведь даже его готовность, в отличие от того же Януковича, к каким-то переговорам с политическими оппонентами представить себе невозможно.

Стойкость и бесстрашие белоруссов остановили массовое насилие. Но что дальше – большой вопрос, тревогу не снимающий. Потому что вопрос этот исторического, а не ситуативного масштаба.

Игорь Клямкин

"Вы не хуже меня знаете, что происходит в стране. Потихоньку начинают или продолжают раскачивать обстановку, наше общество. Добрались до трудовых коллективов. Я уже много раз говорил об этом. Просто хочу в очередной раз сказать, что из этого ничего не получится. Страну мы никому не отдадим. Ситуацию мы удержим. Я не хочу сказать, что есть место для какого-то благодушия, успокоенности. Нет, мы никогда не успокаивались", – заявил Лукашенко на совещании в министерстве обороны страны 15 августа.

Александр Лукашенко отверг предложения о посредничестве в разрешении конфликта в стране, с которыми ранее выступали соседние с Беларусью страны - Литва, Латвия и Польша. "Нам не нужны никакие зарубежные правительства, никакие посредники. Мне кажется, что, не обижая руководство этих республик, я хочу сказать: вы у себя порядок наведите", - цитирует государственное агентство БелТА слова Лукашенко, сказанные на совещании в Центре стратегического управления в министерстве обороны.