Общественно-политический журнал

 

У Старой Европы под боком появилась целая плеяда шустрых новичков

Новички и старожилы Европы: кто кого учит жить?

Если верить в догмат о том, что бытие определяет сознание, то вряд ли стоит удивляться деформации в европейской геополитике. То есть в отношениях между Западом в лице ее нынешних столпов Германии/Франциии и Россией, с одной стороны. И в отношениях Центральной и Восточной Европы в лице, прежде всего, Польши/Балтии и Москвы – с другой.

Ну, а в качестве «бытия» в этом тексте хочу затронуть, в частности, такой важнейший экономический фактор, как углеводороды. Ведь именно они диктуют мотивацию и само поведение лидеров этих стран в отношениях с Путиным, которые на дипломатическом языке обычно именуются «прагматизм». Слово это, кстати, отнюдь не режет слух и воспринимается вполне привычно и резонно в контексте капиталистического или, как сейчас более употребительно – рыночного уклада. Оно вполне отражает психологию и чаяния буржуазного обывателя, для которого политика меряется, в первую очередь,  такими ценностями, как благополучие, мир и спокойствие.

Чего не скажешь об обывателе постсоветского пространства, в особенности о жителях Польши и Балтии. Здесь в геополитических симпатиях/антипатиях – кроме холодильника, большой замес обид за принудительное прошлое, реакция на имперские настроения бывшего Большого брата, амбиции в стремлении занять авторитетное место в европейском Общем Доме и, наконец, порождаемая в связи с этим определенная конкуренция между собой. Вот на этих двух моментах и стоит остановиться.

Еще Польска не сгинела!

Наиболее ярким, «гоноровым» претендентом на лидерские позиции в Европе, безусловно, является нынче Польша. Тому есть множество причин: и ее габариты, и осозание гордости за колоссальный вклад в культуру, который долгое время входил в противоречие с унизительной растоптанностью ее государственности, и характером национального менталитета – горячего, активного, честолюбивого. О том, что Варшава должна занять куда более достойное место в европейских делах в свое время много и ярко говорил покойный Лех Качиньский.

В этом тексте не стану касаться подчеркнуто враждебных отношений поляков к России. Подоплека очевидна, поскольку, после немцев, за последние сто лет едва ли найдется другая страна, со стороны которой было столько подлости и вероломства. Рассмотрим, какие предпринимаются попытки с их стороны играть особую партию в европейском хоре. Причем не вообще, а на энергетическом рынке.

Она выражается в двух взаимосвязанных трендах. С одной стороны, Польша демонстрирует Западу «принципиальность» в адрес Москвы, которая проявляется в том, что вынашивает планы в ближайшее время в основном отказаться от российского газа, развернув географию поставок на Западе. С другой стороны, демонстрируются намерения стать не только потребителем, но и важным хабом в запитке европейского рынка импортным газом.

Как это выглядит в цифрах. Потребление газа в стране растет довольно быстро: в 2015 – 15 млрд. куб.м, в 2018- 17, а 2023 ожидается 23,6. При этом на сегодня доля российских поставок составляет примерно 10 млрд, собственная добыча – по разным оценкам – от 4 до 6 млрд, остальное – СПГ. Начало потребления СПГ положило строительство терминала в Свиноуйсьце в 2015-м и контракта с Катаром на 2,7 млрд.км в год. Теперь их объемы пополняют и  американцы.

Порвать с Газпромом Польша планирует в 2023 году, после того, как в конце 2022 года истечет срок действия т.н. Ямальского договора, подписанного в 2010. Сводить это намерение к чисто политическим мотивам, полагаю, не стоит – их диктует, прежде всего, крайнее недовольство условиями этого договора. А именно – формула расчета цены, ставящая ее в зависимсость от рыночной стоимости нефти. Из-за этого платить приходится очень дорого: во всяком случае, Германия получала его почти на 30% дешевле.

2023 выбран не случайно. Именно к нему планируется завершение строительства подводного газопровода Baltic Pipe, по которому Польша сможети получать до 10 млрд.км газа из Норвегии. Ну, а увеличие потребления она рассчитывает за счет собственной добычи. А главным образом – за счет СПГ, по поводу которого в прошлом году уже подписано два долговременных контракта с американцами на общое количество после регазификации на 4,7 млрд.км. в год. И это только начало.

Но это слишком розовая оболочка. На самом деле, все непросто. Во-первых, норвежский газопрповод будет построен в срок – в лучшем случае. Помешать может «Газпром». Дело в том, что по проекту трасса Baltic Pipe должна пересечь «Северный поток-2». И не факт, что россияне не попытаются этому помешать. Скорей всего, рано или поздно закавыка будет снята, но переговорный процесс может надолго сорвать срок сдачи.

Ну, и вопрос цены. При том, что газпромовские цены «несправедливые», даже по оценкам польских экспертов они все равно процентов на 20 ниже норвежских. Сказочно звучат и утверждения, будто америкаский СПГ дешевле газпромовского СПГ. Тут, скорей всего, фокус с цифрами: берется цена покупки у производителя без учета логистики. Не случайно ведь пока поставки луизианского СПГ в Европу (в Испанию, Германию) оказались безуспешными.

Не слишком ли тесно?

Польша не скрывает, что намерена превратить Свиноуйсьце в главные «ворота» СПГ в Европу. Во всяком случе- в Центральную и Восточную. Для этого уже объявлено об увеличении мощности его с 5 до 7,5 млрд. куб.м.При этом в числе потенциальных клиентов рассматриваются и страны Балтии.

И это притом, что балты сами строят такие терминалы. Причем Литва уже обзавелась им в Клайпеде в тот же год, что и Польша. И по мощности – 4 млрд. - он почти такой же. И резервы развития имеет.

Но главное – что и амбиции те же: уже в изначальных параметрах он рассчитан как перевалочная база. И внешняя ориентация примерно та же – соседи, Украина и даже – Польша! И партнерство с США уже оформлено и озвучено.

Вот только вряд ли Польша и Литва могут рассчитывать на Латвию и Эстонию. Ведь обе эти республики уже объявили о собственных проектах СПГ.

Об эстонском варианте в порту Палдиски Eesti Gaas обмолвился еще в 2016. А на сегодняшний уже определен строительный подрядчик в лице эстонская компания Alexela Invest, который приступит к работам в будущем году. И уже заказано голландской судостроительной компании Damen бункерное судно, которое будет курсировать между Латвией и Финляндией. Причем уже заявлено, что возить она будет СПГ Новатэка.

О намерении построить терминал СПГ в латвийском порту Скулте заявил в октябре с.г. председатель правления Latvijas Gāze Айгар Калвитис. Любопытная деталь: в СМИ появилась информация об участии в этом проекте южнокорейской госкомпании Korea Gas Corporation (Kogas), являющуюся крупнейшим в мире импортером СПГ и партнером Газпрома. Об ее участии подтвердил журналистам советник министра экономики Латвии Беата Йоните. А в СМИ еще в 2016 году сообщалось, что «Газпром» и Kogas подписали соглашение о реализации совместных проектов по производству, транспортировке и регазификации СПГ.

А ведь кроме того в Калиниграде в начале этого года появилась российская плавучая платформа «Маршал Василевский», способная обеспечивать не только анклав, но и экспортировать СПГ.

При таком градусе конкуренции стать региональным хабом – задача довольно сложная. И если есть плюс, так только для потребителей – конкуренция ударит по ценам, заставит крутиться.

***

Резюмируя, стоит отметить, что у Старой Европы под боком появилась целая плеяда шустрых новичков, которые не просто ведут себя напористо. Они консолидируются на фланге, который порой радикально не совпадает с вялым и нерешительным политическим курсом старожилов. И это, прежде всего, видно на отношениях с Россией.

При этом новые игроки пытаются утвердиться и на экономических фронтах. Конечно, быть лидерами им не хватает экономических силенок. Но это отставание они пытаются – и небезуспешно – компенсировать за счет заполнения ниш, связанных с глобальными переменами и веяниями. Такой сферой, в частности, является топливно-энергетическая. И это сильно менеет европейский пейзаж. Усложняет или обогащает – покажет время. 

Владимир Скрипов

Комментарии

Николай on 8 декабря, 2019 - 00:05

Новички шустрые факт, но им еще расти и расти... Не факт что дадут