Общественно-политический журнал

 

Вранье, поданное как статистические данные

Государство и граждане по-разному понимают бедность, отмечает экономист Евгений Гонтмахер.

Сейчас, если оценивать уровень бедности в РФ через минимальный потребительский бюджет, появляется цифра в 25%. Но и 25% не отражают реального уровня бедности в стране, считает экономист.

Современное понятие бедности основано не только на нормативах потребления, но и на отсутствии доступа у населения к некоторым благам. Европейское статистическое агентство называет 9 благ, являющихся нормой жизни.

Среди них: питание мясом (птицей, рыбой) хотя бы через день, наличие авто, стиральной машины, телевизора, телефона, возможность съездить в отпуск, наличие накоплений, возможность поддерживать в своем доме оптимальную температуру. Если хотя бы тремя из этих благ семья не обладает, то она считается бедной.

Росстат не пользуется этим методом, он высчитывает уровень бедности через устаревший прожиточный минимум. Если бы пользовался, то уровень бедности значительно превысил бы указанные 25%, считает экономист.

Тому есть косвенные подтверждения. Так, по данным ВЦИОМ, сборы ребенка к школе вызывают затруднения у половины семей. Ведомство также сообщает, что накопления есть лишь у 36% домохозяйств.

По данным экспертов ВШЭ, у 40% граждан не хватает средств на питание и одежду. Падение уровня жизни в течение последних пяти лет поставило на грань выживания 70% домохозяйств РФ, отмечает экономист.

«Бюджет развития» — ресурс, который можно направить на образование, здравоохранение, отдых и постройку нового жилья, — есть лишь у 1/3 россиян. Остальные располагают только «бюджетом выживания», сообщает Гонтмахер.

Понятие бедности в действительности устанавливает общество, определяя понятие «достойной жизни», а затем это законодательно оформляется в некие цифры. Поэтому все попытки кабмина по-старому «оптимизировать» понятие бедности общество не поймет, считает экономист.

Настоящая цель этих новаций — подгонка статистики под майский указ, она снова ударит по репутации власти, и без того сильно подпорченной пенсионной реформой и увеличением налогового бремени на граждан.

Наиболее неприемлемым для бедных граждан является вранье, поданное как статистические данные. Ранее вице-премьер Голикова на Гайдаровском форуме заявила, что в РФ за январь—сентябрь прошлого года было зафиксировано примерно 13,3% (20 млн) человек, чей доход ниже 11 тысяч рублей в месяц.

Очень сложно выжить на эту сумму, когда расходы за ЖКХ отнимают половину этих денег, а нужно покупать еще еду и медткаменты. Социология показывает, что низким уровнем жизни недовольны не 13,3%, а свыше 60% граждан.

Поэтому нужно называть выживающих на 11 тысяч рублей не бедными, а нищими. Они не страшатся ничего, так как им почти нечего терять. Жилища неустроенные, одежда поношенная, продукты самые недорогие.

Нашим политикам нужно понять, что венесуэльский сценарий очень скоро может осуществиться и в нашей стране.