Общественно-политический журнал

 

В поисках формулы счастья

В классике заблуждений одним из самых фудаментальных является представление о счастье. В традиции иллюзий оно мыслится как состояние, для характеристики которого подходит ряд примерно из таких слов и понятий, как: безделие, безмятежность, расслабленность, комфорт, сытость, красота и блаженство, отдых...Именно таким рисуется  во всех религиях Рай – местечко, где не надо вкалывать и исполняются все капризы и желания. Там даже нет места любви, поскольку она тоже дарована вне всяких усилий и мук. Например, согласну Корану сексуальная составляющая счастья представлена в виде обилия гурий, готовых исполнить любую твою прихоть. Попросту говоря – в роли шлюх, райского дома терпимости.

Стереотип этот настолько абсолютен, что многим людям и в голову не приходит, что безделие – это невыносимая скука, а пресыщение – симптом вырождения.

Конечно, ревнивый теолог возразит, что в Библии нет на сей счет конкретики. Что райское счастье многогранно и многоголосо – примерно как в той бытовой формуле, когда мы желаем исполнения «всех твоих желаний». Но полагаю, что это лишь современная приставка к интерпретациям. А если же подходить к «материи» Счастья исторически, то «райская модель» - будь то религиозная мифологема или бытовая мечта, многие века отражала контраст напряжению/усталости – физических или психологических.

Ну, а поскольку борющихся за выживание еще в мире вполне предостаточно. И поскольку даже у сытого человека жизнь все равно подбрасывает немало препятствий и создает напряжение, эта потребность в покое и отдыхе сохраняется – во всяком случае, в представлениях о загробном варианте проживания.

И это при том, что и многовековой опыт, и современная наука гласят о том, что райская консистенция счастья - это не просто заблуждение, это – абсурд. И речь идет вовсе не только о скуке. Ибо скука, как и радость покоя – кратковременные, преходящие состояния. Современная наука о человеке, которую популярно излагает по-русски мистер А. Курпатов, не просто умозрительно, а на основе десятков, сотен точных мерил - экспериментов, утверждает, что «райская модель» психически и даже физически сжирает человека. А. Курпатов  часто рассказывает о поразительном эксперименте с  мышами, которые, будучи помещенными в райские условия, деградировали как социум, а через это – и физически. Самки перестали давать, самцы- хотеть, да еще стали и грызть друг друга.  В конце концов из нескольк тысяч особей не осталось в живых ни одной.

В подтверждение этому СМИ дают уйму примеров тому, как обретатели  больших богатств по случаю (наследство, лотерея и т.п. ) в массе своей становятся жертвами Злого Рока. Одни спиваются, другие дохнут от наркоты, третьи гибнут в поисках экстрима. Это настолько заметное явление, что породило даже специальный «экстримный бизнес» типа  ныряний на опасные глубины, полетов на воздушных шарах над джунглями, охоты на опасных хищников и даже на людей.  Или все эти аттракции с ролями тюремных или даже лагерных узников, ставших модным литературным сюжетом, что само по себе уже свидетельствует о наличии тайных аналогов в реальной жизни.  Речь, при этом, конечно же, идет не об атрибуте богатства вообще, а о том, которое свалилось на неподготовленного к нему человека. Не умеющего им толково распорядиться, обратить процесс распоряжения в сложный труд.

Базируясь на всем этом, современная наука о человеке дает совершенно иную, по сути – контртрактовку «счастья». Она базируется на формуле, давным давно замеченной и выраженной в афоризмах и лозунгах типа: «покой нам только снится». И «процесс важнее результата». В первой формуле говорится о том, что покой – это не только всего лишь антитеза усилиям, но и как ценность – лишь отдых, в прямом смысле – сон. 

Вторая посложней. Она требует уже психофизиологической картинки. А именно: это о том, что подразумевается в оксюморонах типа «сладкие муки», «радость преодоления» и т.п. Или от обратного: банальная констатация того, что после достижения поставленной цели – будь то сдача экзамена или спортивный рекорд, победитель, как правило, чувствует опустошенность, в лучшем случае – лишь отзвуки на эмоции, выражаемые по сему случаю вокруг него.

Сие означает, что только в процессе действия в социуме – внешнего или перенесенного вовнутрь (отраженного социума) человек пытается вырваться и вырывается из плена матриц, напечатанных прежде в его мозгу. То есть из тех схем, связей, представлений, которые он приобрел, потребляя информацию доселе. И она, законстенев, обратившись в привычки и убеждения, навязывает потом алгоритм переработки (связывания) новых фактов и суждений. Именно в преодолении этого препятствия – диктата Матрицы – и состоит «счастье», которое оксюморомно по сути своей. Это кайф, который сладок в муках преодоления.

И это не просто парадокс, а по большому итогу – и вовсе не парадокс. Потому что именно разрушение матриц и переделывание их в новые и есть обеспечивает успех человека - развитие его мозга, мыслительной эффективности, а по социальному итогу – карьерный рост. повышение общей удовлетворенности от позитивной динамики жизни.

То есть, напряг, трудность, сложность, борьба и делают человека счастливым. Это отражается в такой универсальной характеристике, которую мы обычно обозначаем понятием жизненный тонус. Активный тонус. И напротив – пассивность, созерцательность, инерционность порождают неуверенность, ипохондрию, ощущение изгоя, жертвы Несправедливой судьбы и т.п.

Так что, бросаясь пожеланиями счастья ближнему, неплохо бы уточнить хотя бы самому себе, какой образ жизни ты ему презентуешь. Да и с собственным житьем-бытьем полезно разобраться через ту же призму. А то ведь мы, подстраиваясь под «райский» стандарт, либо сами себя обманываем, лакируя прошлое. Либо, напротив, топим в сладости мазохизма от смакования «несчастности» и обделенности.

Конечно, никакой особой новизны, тем более – сенсационности в такого рода «приговорах» науки нет. О том, что счастье – не в раю, а лишь в стремлении к нему, просто – к цели, мечте, человеки и подозревали, и знали давным  давно. Разница сегодня, пожалуй, лишь в том, что отдельные  страны в своем благосостоянии достигли такой стадии, когда райская модель «счастья» вполне воплотилась в посюстороннем мире. И в масштабах, когда уже не отдельные персонажи, а целые народы стали «беситься с жиру». А в бегстве от скуки комфорта стали придумывать и создавать целые культуры и культы для драматизации жизни. Если прежде боролись за то, чтобы поесть, то сегодня борются с едой и весом, причем с таким ожесточением, что гробят здоровье до смертельных исходов. Если прежде грабили и убивали с целью обогащения, то нынешний криминальный герой зачастую это делает для развлечения. И статистика «немотивированных» преступлений растет именно в сытых сообществах.

И в этих потугах реализуется высокий тонус и сопровождающий его позитив «счастья». А если ситуация усугубляется еще и тем, что по мере развития НТП  потребность в борцах и творцах поступательно сужается, то трудно даже представить, во что все это выльется.

В любом случае год с цифрой 19, который гороскопщики считают выскоэнергетическим и очень благоприятных для различных свершений и прорывов, очень подходящий для того, чтобы не ждать, а «ковать свое счастье». Чего всем и желаю.

Владимир Скрипов