Общественно-политический журнал

 

Приобретаемая в Финляндии гражданами России недвижимость, может быть использовано в военных целях

Саккилуото, это небольшой финский остров в архипелаге между Финляндией и Швецией. Лев Гастгивар, проснувшись рано утром, обратил внимание на два черных скоростных катера с финскими коммандос в камуфляжной форме, ожидающих в бухте у причала.

После обмена натянутыми приветствиями мистер Гастгивар взял бинокль и с ужасом наблюдал, как коммандос мчатся к острову его ближайшего соседа, таинственного российского бизнесмена, с которым он никогда не встречался и даже не видел.

«Я подумал:« Ого! Это, конечно, необычно », - вспоминал г-н Гастгивар о встрече. «Никто никогда не посещает это место».

Остров Саккилуото принадлежит 54-летнему россиянину из Санкт-Петербурга Павлу Мельнику, который усеял свою территорию камерами безопасности, детекторами движения и безграмотными знаками, украшенными изображением страшного смотрящего охранника в черный балаклаве. На острове также есть девять причалов, вертолетная площадка, бассейн, задрапированный в камуфляжной сетке, и достаточное количество жилья - все это оборудовано спутниковыми антеннами - для размещения небольшой армии.

Все это выглядело настолько странно, что рейд 22 сентября , один из 17 в том же районе в тот же день, вызвал в Финляндии волнующие спекуляции, что реальный владелец острова может быть российскими военными. Финские официальные лица объяснили рейд пресечением отмывания денег и обмана в налоговых и пенсионных выплатах.

Но это мало кого убедило. Более 400 финских полицейских и военнослужащих набросились на Саккилуото и еще 16 других объектов на западе Финляндии, связанных с Россией. При поддержки вертолетов и самолета наблюдения, воздушное пространство над регионом было закрыто для всех судов, не участвующих в операции по обеспечению безопасности.

Когда премьер-министра Дмитрия Медведева, посещавшего Хельсинки, через несколько дней после рейда, спросили на пресс-конференции, готовит ли Россия десантные зоны для военных вертолетов на финских островахон, он издевательски ответил:

«Я не знаю, в чьей больной голове такая мысль могла быть сформулирована», - сказал Медведев. «Такое мышление параноидально».

Однако эта российская проблема заслуживает внимания. Москва отвергла довольно много странных и зловещих фактов, которые имели место или, по крайней мере, оказались гораздо более правдоподобными, чем часто использующиеся Кремлем заявления, - что даже самые, казалось бы, надуманные спекуляции о российском вреде, как правило, получают развитие.

Один бывший член парламента Финляндии, который когда-то служил офицером пограничной службы, заявил, что у России нет планов строить доки для обслуживания своих подводных лодок . Одна из популярных в социальных сетях теория заключается в том, что рейдовые острова, расположенные вблизи финских военных объектов и важных морских путей Балтийского моря, были частью тайной операции военной разведки России, ГУ, ранее известной как ГРУ

Г-н Гастгивар, например, давно обратил внимание на своего соседа.

«Я уже много лет предполагал, что они возводят там некий военный объект», - сказал он. «Строительство, строительство, строительство, но никто не знает, для чего».

Финская разведка, согласно последним сообщениям в финских СМИ, давно предупреждает, что недвижимость, приобретенная в Финляндии гражданами России, может быть использовано в военных целях.

Во время недавнего посещения острова не было ни одной души, только кластеры пустынных витражей, соединенных деревянными дорожками через  березовый и сосновый лес, который покрывает остров. Несмотря на беспрецедентные меры предосторожности на объекте, никаких тревожных сигналов не сработало, и никто не среагировал, чтобы противостоять злоумышленникам.

Тем не менее, сауна на берегу моря, укомплектованная свежими полотенцами, выглядела готовой к использованию, как и барбекю и другие удобства на острове, который казался роскошным логовом Эрнста Ставро Блофелда , вымышленного злодея создателя Джеймса Бонда, Ивана Флеминга.

Финляндия, твердо ориентированная на Запад, но опасающаяся антагонизма с Москвой, имеет давнюю политику не поднимать вопросов, по крайней мере публично, что может создать трение с Россией, с которой она разделяет границу в 830 миль.

Однако этот подход оказался в напряжении из-за растущей уверенности России. Финляндия, хотя и не являющаяся членом НАТО, на этой неделе рисковала взаимоотношениями с Россией, отправив свои войска в Норвегию, чтобы присоединиться к американским силам, принявшим участие в крупнейших, после окончания «холодной войны» в 1991 году, военных учениях.

Сентябрьские проверки совпали с обсуждениями в парламенте нового законодательства для укрепления полномочий разведывательной службы Финляндии. Законодатели также рассматривают возможность запретить людям из-за пределов Европейского Союза приобретать землю в стратегических районах.

Самая большая группа иностранных собственников принадлежит России, в том числе близким к президенту Владимиру Путину.

После рейдов два человека были арестованы - эстонец русского происхождения и русский - и изъяты наличные деньги в нескольких валютах, в том числе 3 миллиона евро или около 3,5 миллионов долларов. Также были изъяты компьютерные диски и флеш-накопители, содержащие более 100 терабайт данных, что более чем в 50 раз превышает предполагаемый размер всей печатной коллекции Библиотеки Конгресса.

Все это связано с г-ном Мельниковым, российским владельцем острова Саккилуото, и компанией Airiston Helmi, которую он создал в 2007 году.

Компания неоднократно изменяла свой совет директоров и владельцев на протяжении многих лет, когда личность его реальных владельцев исчезала за непрозрачными компаниями-оболочками, зарегистрированными на Британских Виргинских островах и в других налоговых гаванях. Теперь её возглавляет, по крайней мере на бумаге, итальянец, который говорит, что он занял должность в пользу некоего знакомого бизнесмена из России.

Каким именно и является г-н Мельников. Человек с таким же именем и датой рождения фигурирует в российских корпоративных и других документах как владелец шести компаний в России, в том числе известный производитель сантехнического оборудования, а также обладатель нескольких патентов, связанных с сантехникой. Находясь в своем офисе в Санкт-Петербурге, он отказался комментировать то, что его помощник назвал «частными» вопросами в Финляндии.

Инвестируя в Финляндию, г-н Мельников работал под несколькими различными обличьями. Ежегодные корпоративные заявки по-разному идентифицируют его как русского, латышского и мальтийского гражданина. Финские средства массовой информации сообщают, что он также имеет резиденцию в Венгрии и паспорта из трех крошечных стран Карибского бассейна, которые, как и Мальта, продают гражданство.

Когда компания Airiston Helmi впервые была зарегистрирована в Финляндии в 2007 году, она объявила направление своей деятельности в сфере «услуг, туризма, а также арендой и продажей недвижимости».

Она инвестировал миллионы евро в покупку и развитие недвижимости на архипелаге между Финляндией и Швецией, но из года в год сообщала об убытках и отсутствии источника дохода.

Кай Карлссон, финский подрядчик, который занимался большей частью строительства в Саккилуото, сказал, что он никогда не мог понять, целей г-на Мельникова, особенно после того, как он начал строить новые причалы и установил сеть камер безопасности на безлюдном острове.

«Обычно на острове есть два причала, но как вы объясните девять? Это не имеет никакого смысла, - сказал г-н Карлссон. Г-н Мельников, добавил он, «всегда производил хорошее впечатление и казался законопослушным», но он никогда не интересовался возвращением своих инвестиций.

«Это все ни в коем случае не касается отмывания денег или уклонения от уплаты налогов», - сказал он. «Вы не вкладываете столько усилий в отмывании денег».

Даже местные чиновники настроены скептически.

Патрик Нигрен, мэр Парайнен, административного центра архипелага, сказал, что не получил предварительного уведомления о проверке и собирал грибы со своей семьей, когда в момент ее проведения. Масштаб операции показался ему странным; Г-н Мельников иногда обходил строительные нормы - например, когда он установил вертолетную площадку на Саккилуто, но никогда не угрожал, сказал мэр.

«Лично я не думаю, что эта операция касалась отмывания денег. Должно быть что-то еще, - сказал он.

Никлас Гранхольм , заместитель директора по исследованиям в FOI, Шведское агентство оборонных исследований, Отдел оборонного анализа, не исключил, что острова могли быть частью мошенничества с отмыванием денег. Но он добавил, что их вертолетные площадки, многочисленные доки, казарменные сооружения и местонахождение вблизи финских военных объектов предполагают возможную подготовку к «какой-то гибридной войне».

На набережной у офиса компании Airiston Helmi есть вертолетная площадка и несколько камер наблюдения, таких как на острове г-на Мельникова, а также выведенные из эксплуатации военные десантные суда, которые были преобразованы в сауну и три других судна. Поставленный охранник рядом с главным входом в офис компании - манекен, одетый в военную форму с потрескавшейся пластиковой головой.

Согласно ее недавнему отчету в финской газете «Илталехти», в подвале офиса имеется коммуникационный центр со сложным оборудованием, далеко выходящим за пределы которые могут понадобиться обычной компании по туризму или собственности.

Томас Уиллберг, молочный фермер, чья земля примыкает к штаб-квартире Airiston Helmi на материке, говорит, что он несколько раз спрашивал русского и его спутников, не согласятся ли они продать свой коровник. Он отказался.

Фермер сказал, что он несколько раз встречался с г-ном Мельниковым и делал для него всякие услуги, как очистка снега, но никогда не мог понять, почему русскому нужно столько оборудования для обеспечения безопасности или каким бизнесом Эйристон Хелми занимался в действительности.

«Финляндия, возможно, посылает сигнал своему восточному соседу о том, что она готова принять меры, если это будет необходимо», - сказал г-н Уильберг.

Г-н Карлссон, бывший руководитель строительства, усомнился в том, что г-н Мельников создавал укрытия для российских солдат, отметив, что бизнесмен всегда настаивал на том, чтобы большие стеклянные окна смотрели в море - не очень хорошая особенность, если пули летят.

Тем не менее, он признал, что, возможно, он был наивным в оценке намерений г-на Мельникова. «Он сказал, что влюбился в наш архипелаг и чувствовал себя здесь в безопасности, в отличие от дома в России. Я проглотил это объяснение, - сказал мистер Карлссон.

«Павел явно не тот, за кого себя выдает», - сказал он. «Я все время спрашиваю себя: «Как я мог так ошибаться?»

Эндрю Хиггинс