Общественно-политический журнал

 

Новые санкционные меры – тревожный сигнал лично Путину

В Москве на введение новых санкций США против людей из «ближнего круга» Владимира Путина и связанных с Кремлем бизнесменов ответили бравадой.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер, судя по комментарию, распространенному его пресс-службой, этому событию обрадовался: «Не попав в первый список санкций, были даже некоторые сомнения: может, что-то не так? Но нет, наконец-то включили. Значит, делаем все правильно».

Примерно такая же реакция последовала от депутата Госдумы Владислава Резника: «Как моя скромная персона оказалась в списке среди таких достойных и уважаемых людей? Полагаю, что это оценка той работы, которой я занимался и занимаюсь».

Секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев считает, что включение в санкционный список на его деятельность не повлияет: «Я в США бывал, бывал там неоднократно. С учетом того, что они ввели какие-то санкции, это не значит, что мы не будем с ними общаться. Есть и другие страны, где можно общаться, решать эти вопросы».

Реакции самого Путина или его пресс-секретаря на ввод новых санкций США не последовало, но возможно, что она появится в ближайшее время. Между тем, из списка и пояснений к нему очевидно, что новые меры – сигнал лично Путину: именно его решениями был аннексирован Крым, спровоцирована война на востоке Украины и поддержан режим Асада в Сирии. Другие причины для санкций, которые перечислил в своем заявлении министр финансов США Стивен Мнучин – кибератаки по всему миру, попытки нанесения вреда западным демократиям – были бы невозможны без его воли.

Близкие к Путину выходцы из спецслужб Алексей Дюмин и Евгений Школов, попавшие под санкции, входят в круг наиболее доверенных людей президента России. Первый, судя по публикациям российских медиа, носил за Путиным портфель в качестве адъютанта президента, а потом сделал головокружительную карьеру, попав в руководство министерства обороны России и став губернатором Тульской области. Второй дружит с российским лидером еще со времен службы Путина в резидентуре КГБ в ГДР, является его помощником и в некотором роде «государевым оком» – отвечает за борьбу с коррупцией во власти.

В одном случае личная близость к Путину была в документе Минфина США подчеркнута прямо: о Кирилле Шамалове, бизнесмене, неожиданно ставшем очень богатым, сказано, что «Шамалов женился на дочери Путина Катерине Тихоновой в феврале 2013 года, и его состояние значительно возросло после вступления в брак; в течение 18 месяцев он приобрел большую часть акций российской компании «Сибур», занимающейся разведкой, добычей, переработкой и переработкой нефти и газа».

Бизнесмены, против которых лично, а также их компаний, были введены ограничительные меры – Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска, Сулейман Керимов и другие – по словам американских официальных лиц, должны понимать, за что их включили в список: «Российские олигархи и элиты, которые получали выгоду от этой коррумпированной системы, больше не смогут избегать последствий дестабилизирующей деятельности их правительства».

Андрей Пионтковский: санкции ударили по широкому фронту

Политолог и публицист Андрей Пионтковский не удивлен осведомленностью властей США о персонах из «ближнего круга» российского президента: «Финансовая разведка США давно и внимательно изучает кремлевских обитателей, ее руководитель Дэвид Коэн, потом ставший заместителем директора ЦРУ, еще в 2014 году в интервью Фариду Закарии довольно откровенно отвечал на вопрос, что он знает об активах самого Владимира Путина».

«Дело тут не в этом знании, а в политической воле американского руководства к тому, чтобы эти знания использовать. Позитивное в этом списке то, что там есть три человека из ближайшего окружения Путина, в частности, Дюмин, который за команду Путина стоит на воротах в “Ночной хоккейной лиге”», – говорит ученый.

Пионтковский видит в санкционном списке и тех, кто в разной степени причастен к информационному обеспечению российской внешней политики: «Вот Жаров или Косачев – они же ни Крым не брали, ни к Путину не близки, но при этом чрезвычайно активны в своих действиях по обеспечению и поддержке сегодняшнего внешнеполитического курса Москвы, в ее оголтелой американской кампании. Так что санкции ударили, что называется, по широкому фронту».

Билл Браудер: Новые санкции – это сокрушительный удар для Путина

«Санкции – это сокрушительный удар для Владимира Путина и его ближнего круга, потому что это касается его денег. Это будет мешать его агрессивным действиям по отношению к другим странам», – сказал Билл Браудер, глава инвестиционного фонда Hermitage Capital и организатор кампании «Справедливость для Сергея Магнитского».

«Каждая цивилизованная страна должна последовать примеру Соединенных Штатов и ввести санкции. Было бы очень хорошо, если бы Великобритания сделала то же самое в связи с инцидентом со шпионом (Сергеем Скрипалем)», – сказал Билл Браудер.

В Twitter Браудер обратился к британскому правительству и премьер-министру Терезе Мэй, отметив, что подобные санкции «необходимы, чтобы противостоять путинскому терроризму в Великобритании».