Общественно-политический журнал

 

Вице-спикер сам вынес себе вердикт

Вот уже несколько месяцев политический эфир Литвы заполнен скандалом, связанным с Миндаугасом Бастисом – членом Сейма, обвиненным Департаментом госбезопасности (ДГБ ) в «порочных связях». В ходе эпопеи, начавшейся еще весной прошлом году, страсти накалились до такой степени и содержания, когда можно говорить уже не только о политическом кризисе, но и дефектах самой ее системы.

53-х летний Бастис в политике не новичок: аграрий по образованию и первоначальной карьере, социал-демократ по партийности, в литовском парламенте – Сейме он пребывает с небольшим перерывом с 2000-го года. И после выборов 2016-го занимал пост вице-спикера.

Ну, а эпицентром скандала он стал после того, как в марте 2017-го ДГБ отказал ему в выдаче допуска для работы с секретной информацией. Свое решение он мотивировал справочкой, в которой на семи страницах рассказывалось о том, что при заполнении анкет были скрыты  факты знакомств с персонажами, которые проходят в этом ведомстве либо по графе «мафия», либо как «рука Москвы».

Особый акцент при этом делался на последнюю категорию, по которой упоминалось три персонажа. А именно - представитель российской корпорации атомной энергетики "Росатом" Евгений Костин, который, по версии литовской «конторы» пиарит проект строительства Островецкой АЭС в Белоруссии, бывший КГБист Петр Воейко, долгие годы возглавлявший «дочку» Газпрома Dujotekana и журналист российского государственного телеканала РТР Эрнест Мацкявичюс. В справке фигурировали разного рода и в разное время контакты и сотрудничество Бастиса с этими людьми. Например, организация встречи в 2013 –м представителей "Росатома" с тогдашним председателем сейма Видасом Гядвиласом.

Сейм поручил комитету по национальной безопасности и обороне провести расследование, которое весьма оперативно подтвердило вескость оснований для лишения депутата допуска, после чего вначале он лишился вице-спикерской должности, а затем был поднят и вопрос об его импичменте. Примечательно, что идею эту инициировали сами «правящие»- «крестьяне» и социал-демократы. Но для этого по закону предварительно одобрение Конституционного суда, которое и было вынесено в конце декабря прошлого года.

Однако, при голосовании импичмент 13 марта неожиданно провалился. Для квалифицированного большинства (три пятых) не хватило 13 голосов. Кто обеспечил эту «чертову дюжину», правящие и оппозиция пытаются разобраться, обвиняя друг друга. А политический Олимп в шоке. Все первые лица государства - президент Даля Грибаускайте, премьер Саулюс Свярнялис и спикер Сейма Викторас Пренцкетис выступили с резкими осуждениями, в которых «позор» и «стыдно» соседствовали с обобщениями о «кризисе» самой парламентской системы.

Под гнетом критики парламентарии начали обсуждать повторное голосование. Но ситуацию разрядил сам виновник: Бастис сам вынес себе вердикт, заявив о добровольной сдаче мандата, мотивируя это тем, что не хочет парализовать работу коллег, которую оппозиция «стремится превратить в цирк».

Под «цирком» он имеет ввиду призыв четырех оппозиционных фракций провести внеочередные парламентские выборы. С еще более радикальной инициативой выступил премьер Сквярнялис, который предложил конституционную поправку, которая бы превратила вердикты Конституционного суда в решения последней инстанции. А это уже серьезный плевок в адрес Сейма, роль которого во властной системе столь велика, что ее президентско-парламентский, т.е. сбалансированный статус, у многих вызывает сомнение.

Впрочем, не исключено, что предложение премьера не прокатит. Нынешняя лево-центристская власть пока демонстрировала способность к балансированию. С уходом Бастиса, возможно, она устоит и на этот раз. В конце концов, кроме того, что он не был  достаточно «откровенен» со спецслужбой, особо тяжких прегрешений ему не шьют. К тому же формально он с некоторых пор беспартийный. Так что пороху для разжигания страстей вроде, как и не осталось. Более того, правящие в данной ситуации повели себя грамотно и сами демонстрировали осуждение своего товарища. А сам товарищ отдал должное лучшим европейским традициям – ушел с достоинством, дабы не осложнять общую политическую ситуацию.

Владимир Скрипов