Общественно-политический журнал

 

Та часть России, которая принадлежит Кремлю, время от времени показывает зубы, чтобы продвинуться еще на один шаг

Московский корреспондент DW Юрий Решето взял интервью у писателя Виктора Ерофеева. Речь шла о культуре и ее отношениях с властью. Публикация в сокращенном варианте.

Поговорим о тех процессах, которые сейчас происходят в России. Существует мнение, что государство прибрало к рукам всё: СМИ, бизнес, кино, науку, теперь вот и театр…

Ситуация довольно мутная. Я думаю, трудно найти в России человека, который бы четко ее описал. Даже те, кто устраивает это безобразие, сами не понимают, частью чего они являются. Ветры дуют с разных сторон, и все эти ветры - довольно суровые. Можно сказать, что с каждым полугодием становится все хуже и хуже: то тут прорвется труба цензуры и обольет это пространство, то там... И этот прорыв устраивается специально.

Я думаю, что культура, в общем, существует независимо от цензуры. То есть можно делать то, что ты хочешь, живя в самом себе. Андрей Платонов писал в самые страшные времена. Борис Пастернак начал "Доктора Живаго" в самые страшные времена. Но если раньше, в 1990-е годы, можно было практически со всем выйти к зрителю, к читателю, слушателю, то теперь практически ни с чем нельзя выйти без боязни, что это произведение так или иначе истолкуют или как русофобское, или как произведение, которое оскорбляет чьи-то чувства, и так далее. То есть ты подвешен в любом случае. Поэтому скажем так: цензура - всеобъемлющая, но одновременно и неуловимая.

- То, что происходило в Гоголь-центре, - это было показательное устрашение?

- Конечно. Это был эпизод гражданской войны. Идет гражданская война между Россией, которая хочет быть частью Европы, и Россией, которая хочет принадлежать самой себе в плане изоляционизма, национализма и крайне архаической философии. Так вот, та часть России, которая принадлежит Кремлю и этой архаике, время от времени показывает зубы, чтобы продвинуться еще на один шаг. То, что делается против Серебренникова, - очень опасный и страшный шаг, потому что если и это заглотнут, то уже сама тема поисков в искусстве станет криминальной.

- Большинство людей, чьи чувства, так сказать, оскорблены, вообще не ходят в театр. Может быть, это просто фиговый листок, которым прикрывается власть, прикрывается цензура?

- В России очень много фиговых листков. Можно пойти и нарвать их, и прикрыть ими что угодно. Можно сказать, что Россия, помимо того что это потемкинская деревня, еще и сад фиговых листков. Здесь дело не в том, что ты делаешь, а в том, инструментом чего ты можешь явиться: инструментом репрессии, инструментом наказания... Тебя повернут таким образом, как "они" хотят. И это - самое страшное, потому что ты не принадлежишь самому себе, ты являешься объектом государственного интереса... Вот, например, ты поднял в метро шапку, чтобы подать ее человеку, а тебе говорят: "Ты украл ее…" И в эту секунду ты становишься криминальным элементом. А другой пример: ты в театре раздел актрису, она побегала полминуты по сцене, и тебе сказали, что ты оскорбил чувства всех порядочных людей. Вот так.

- Как вы думаете: ожидала ли власть, что напугает так называемую системную интеллигенцию?

- Я думаю, что это провокация многоступенчатая. И, возможно, некоторые во власти были рады, что получился такой эффект и что президент назвал их дураками, потому что расчеты тех силовиков, которые варятся там, в Кремле, совершенно не соотносятся с нашими расчетами. Что касается мобилизации интеллигенции, то она действительно произошла. Хотя, в общем-то, жаль, что она происходит по такому поводу. Серебренников - замечательный, гениальный режиссер, но лучше бы люди искусства делали что-то для искусства, чем отбивались от этих гадюк.

Комментарии

Александр Эфрос (не проверено) on 16 сентября, 2017 - 17:26

Возможно, что Серебренников и гениальный режиссер. Хотя очень много народа, на базе *Голой пионерки* и некоторых других произведений, считает Серебренникова просто активным геем, внушающим свое мнение людям, а что самое страшное - молодежи, неокрепшей умом, малолетней.

А то, что Серебренников, во главе банды расхитителей, отнял гос.денег более 60 млн рублей, это вообще уму непостижимо. Он, образно говоря,обобрал пенсионеров и многосемейных. И, когда его подельники тихо сидят в камере, он нежится под домашним арестом. Понятно, что ему в СИЗО нельзя, с его то *репутацией*.

Марк on 16 сентября, 2017 - 19:15

Александр, я вот не почитатель Серебрянникова, но вы оперируете, как бы, фактами и цифрами. Откуда вы взяли цифру 60 миллионов и факт того, что он украл? Из "утечек" российского следствия? Обвинения? Этой информации грош цена. Или вам неизвстна цена российского следствия и прокуратуры?

Какова вина Серебрянникова, если она есть, установит суд. Стоимость российского суда нам также, увы, известна. Да, верить органам власти нельзя, они тысячи раз это доказали.

Но вы то для чего напрягаетесь? Не нравится вам "Пионерка" - обсуждайте ее с позиций культурной и нравственной критики. Это будет понятным. Но становиться соучастником в уголовном деле, вместе с властью, недостойно и неприлично.

К Серебрянникову и так имеются претензии с гражданской стороны, по причине его сотрудничества с властью.