Общественно-политический журнал

 

Китай и Россия наступают на свободу интернета

В дебатах вокруг свободы интернета наступил поистине момент Оруэлла. Председатель КНР Си Цзиньпин (President Xi) выступил на организованной правительством интернет-конференции, проходившей в Учжэнь, провинция Чжэцзян, где он в прошлом занимал пост секретаря партии. Г-н Си заявил: «Как и в реальном мире, в киберпространстве также важны свобода и порядок». Он добавил: «Свобода — это то, ради чего существует порядок, и порядок является гарантом свободы». Эти слоганы представляют собой не просто пропаганду со стороны лидера страны, где действует самая жесткая цензура в интернете. За ними скрываются довольно опасные устремления.

Сегодня в Китае не существует «интернет-свободы» — если под термином «свобода» вы подразумеваете возможность заходить на Facebook, Google и другие обширные хранилища онлайн-информации, которые блокируются китайскими властями и их Великим файрволом (Great Firewall). В своих динамично развивающихся социальных сетях 670 миллионов китайских пользователей могут найти способы выразить свое мнение, хотя подобные акты носят мимолетный характер, поскольку последовательные попытки бросить вызов власти Коммунистической партии неизменно пресекаются.

 Из уст г-на Си рассуждения о «свободе» звучат абсурдно. Официальное информационное агентство Xinhua опубликовало его выступление в Twitter, а затем оно появилось в YouTube, несмотря на то, что Twitter и YouTube недоступны для большинства жителей Китая.

Главную опасность в словах г-на Си представляет слово «порядок», поскольку под ним он подразумевает не только вежливость, но и подчинение. В Китае партийное государство устанавливает правила, определяющие, что интернет-пользователи могут видеть и говорить, и недавно эти правила были в значительной мере ужесточены. Установив «порядок» внутри Китая, г-н Си стал все чаще продвигать свою модель в качестве примера «интернет-суверенитета» для других стран, настаивая на том, что каждая страна должна устанавливать свои собственные правила для интернета внутри своих границ.

Россия движется в этом направлении уже несколько лет, поскольку Путин пытается искоренить всю серьезную оппозицию. Российские спецслужбы имеют прямой доступ к интернету через систему физического контроля. В июле 2014 года в России был принят новый закон, требующий, чтобы все данные россиян хранились на российских серверах и, таким образом, были доступными для мониторинга. Это является настоящей проблемой для социальной сети Facebook, десятки миллионов пользователей которой проживают в России, а также для других технических гигантов, таких как Apple и Google.

Пока соблюдение этого закона остается необязательным, однако, по слухам, оно может стать таковым уже в январе. Эти компании должны начать сопротивление такому наступлению. Онлайн-петиция, адресованная лидерам этих технических компаний и призывающая отказаться от переноса персональных данных, уже собрала более 42 тысяч подписей.

В последние несколько лет Китай и Россия пытались заставить мировых лидеров в области интернета двигаться по направлению к своей модели «суверенитета», но пока они не сумели добиться значимых результатов. Однако речь г-на Си свидетельствует о том, что они не сдались. И не сдадутся.


 

Цифровая революция привела к формированию поистине глобальной информационной супермагистрали. Это мощное и знаменательное изобретение не должно попасть в руки тех, кто будет использовать его для наступления на свободу слова, свободу собраний и права человека.

Источник
 

***

В Китае принят первый в истории страны закон о борьбе с терроризмом. Закон значительно усиливает полномочия госорганов по контролю интернета.

Положения закона предписывают провайдерам телефонной и интернет-связи передать китайским властям коды шифрования информации, а также пароли пользователей компетентным ведомствам. Кроме того, нормативно-правовой акт обязывает телекоммуникационные компании располагать серверы и другое оборудование с личными данными пользователей на территории Китая.

Источник