Общественно-политический журнал

 

Сусанины протестного движения

Немногочисленное воскресное мероприятие в Марьино оставило очень грустное впечатление — можно зафиксировать конец протестного движения в России в том виде, в котором оно существовало последние несколько лет.

Начиная с организации первых Маршей несогласных в центре Москвы в 2006 году, мы вели борьбу за право оппозиции устраивать акции протеста в центре столицы и в итоге это право отвоевали: в условиях роста протестных настроений в декабре 2011 года мы собирали 100 тысяч человек в периметре Садового кольца.

В тот момент оппозиция оказалась не в состоянии реально бороться за власть, эта возможность казалась для многих членов оргкомитета протестных действий излишней и слишком радикальной, и достаточно быстро потенциал уличного протеста был разменян на "прогулки по бульварам", "референдумы в Москве" и подготовку к "выборам". Соглашательство и готовность играть по кремлевским правилам позволили режиму консолидироваться и, начиная с мая 2012 года, перейти в контрнаступление, что привело к сегодняшнему положению вещей, когда реальные возможности оппозиции – это несколько тысяч человек на московской окраине и ничтожные проценты на так называемых "выборах" в регионах.

Подобные "достижения", конечно, с удовольствием отмечает пропаганда, недавно даже главный придворный клоун Медведев посчитал нужным пнуть оппозицию в связи с кампанией в Костроме.

Деградация российского протеста обусловлена не только состоянием российского общества, но и той стратегической линией, которую выбрали люди, оказавшиеся в его главе. Готовность постоянно идти у режима на поводу, будь то участие в подконтрольных власти процессах, типа "выборов", или согласие на проведение митингов на городских окраинах, усиливают ощущение вседозволенности у власти и закономерно приводят к утрате поддержки у населения.

В очередной раз сегодня был опровергнут и тезис о мобилизации активистов во время выборных кампаний, и я могу повторить риторический вопрос из своей последней статьи: где все эти отмобилизованные на московской мэрской кампании Навального активисты?

Для меня очевидно, что граждане готовы выходить на улицу только в том случае, если у них есть ясное понимание того, зачем это нужно. К слову говоря, акции против "закона подлецов", войны в Украине, не говоря уже о шествии после убийства Бориса Немцова, собрали немалое количество людей – в центр Москвы тогда выходили десятки тысяч.

Отказ этих людей как от участия в постановочных "выборах", так и от сбора в "загоне" на окраине Москвы является ярким свидетельством осознания абсолютной бессмысленности участия в таких мероприятиях. В подобной ситуации уж лучше ничего не делать, чем раз за разом совершать действия, направляющие граждан по пути ложных ориентиров.

Гарри Каспаров