Общественно-политический журнал

 

Cлушания по делу о смерти Литвиненко: эксперт в сфере коммерческой безопасности о Литвиненко и Луговом

Тимоти Райли, выступавший на слушаниях в качестве свидетеля, в 2006 году был директором по энергетическим проектам британской фирмы Erinys, занимавшейся вопросами коммерческой безопасности, охраны и оценки рисков. Он познакомился с Александром Литвиненко через своего приятеля Дина Эттью, возглавлявшего другую похожую фирму – Titon. Офисы двух компаний находились в одном и том же здании.

Литвиненко составлял для Titon различные отчеты – в основном о людях в России, с которыми собирались иметь дело западные компании. Любая западная компания, открывающая бизнес в России, проводит комплексную оценку коммерческих и прочих рисков, и отчеты Александра Литвиненко были составной частью этой работы.

По словам Райли, работавшего в странах бывшего СССР в течение 20 лет и сотрудничавшего, среди прочих, с выходцами из 7-го управления КГБ (группа "Альфа"), у него создавалось впечатление, что отчеты Литвиненко брались прямиком из архива ФСБ и к ним лишь приставлялись шапка и подпись. Из этого британец сделал вывод, что у Александра Литвиненко, возможно, оставался какой-то источник в ФСБ.

Это предположение он ничем не подтвердил, но в любом случае британский эксперт уверен, что Литвиненко обладал конфиденциальной информацией, и его работа в Titon ценилась достаточно высоко.

Ранее в ходе слушаний другой работодатель Литвиненко Клиффорд Накки из компании RISC Management сделал противоположный вывод и назвал его ненадежным и не очень ценным источником информации.

"Способный, но наивный"

В целом Райли, который сносно говорит по-русски, охарактеризовал Александра Литвиненко как способного, но наивного человека с советским мышлением, плохо понимавшего, как функционирует западный капитализм.

Как сказал Райли, "Александр Литвиненко думал, что на Западе человек человеку – волк и никто не платит налоги". Поэтому, хотя моральные ориентиры у Литвиненко были твердые, он был способен предложить деловые варианты, которые на Западе были бы не совсем приемлемы.

По словам британского эксперта, для Литвиненко было неожиданностью то, что на Западе деньги заработать значительно труднее, чем ему казалось.

Тим Райли отметил, что Литвиненко отличался "свойственной многим русским" недисциплинированностью в своем подходе к аналитической работе, которая выражалась в том, что бывший сотрудник ФСБ легко увлекался всевозможными теориями и делал из них далеко идущие выводы.

По словам британца, это контрастирует с системным подходом к делу, характерным для профессионала на Западе.

"Мы привыкли работать с фактами, а факты часто его идеи не подтверждали", - сказал Тим Райли.
 

Британский паспорт

По словам свидетеля, в 2006 году у Литвиненко произошел серьезный конфликт с его спонсором Борисом Березовским, надолго выбивший его из колеи. Литвиненко пытался рассказать об этом конфликте британцу, а тот ответил, что не хочет ничего об этом знать, поскольку в силу своей работы принципиально не имеет никаких общих дел или связей с олигархами.

В октябре 2006 года, по словам Райли, конфликт более или менее разрешился, и Александр Литвиненко пребывал в хорошем расположении духа, чему в немалой степени способствовало получение им британского гражданства.

"В день, когда ему выдали британский паспорт, он буквально влетел в мой кабинет, бросил паспорт на стол и сказал: "Меня зовут Эд Картер". И захотел это дело обмыть, – рассказывает Тим Райли. – Он был счастлив, в полном восторге, буквально скакал по кабинету. Но я ему мог налить только кофе".

"В России он уже пил бы к этому моменту водку и все такое прочее. [И то, что я ему отказал] было ему уроком: у нас тут все немного более обыденно", - добавил Тим Райли, который явно взял на себя роль некоего делового наставника бывшего офицера ФСБ, пытавшегося сделать себе карьеру в Лондоне.

Несмотря на годы, проведенные в британской столице, у Литвиненко был слабый английский, и Райли настоятельно советовал ему выучить язык подобающим образом, если он хочет сделать карьеру.

"Исходя из ваших наблюдений, каков был бы ваш ответ на предположение о том, что его смерть была результатом самоубийства?" – спросил Тима Райли адвокат Хью Дэвис.

"Чепуха. Полная чепуха", - уверенно ответил Райли.
 

Встреча с Луговым

Александр Литвиненко часто приходил к Райли в офис Erinys с различными коммерческими проектами. 16 октября 2006 года он привел с собой Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна.

На этой встрече Луговой предлагал за 50 тысяч долларов свести Тима Райли с "главным человеком в "Газпроме", занимавшимся вопросами безопасности".

По словам Райли, Луговой пытался представить себя в качестве делового человека со связями, но британец оценил его как охранника, способного стать посредником. Дмитрий Ковтун не произвел на Райли никакого впечатления, поскольку за все время не произнес ни слова.

Рейли сказал, что Луговой и Ковтун предлагали ему пить чай, но он отказался, потому что это был очень жаркий день, и он уже выпил много воды.

Но на следующий день почувствовал себя настолько плохо, что не мог выйти на работу.

"Моя жена – врач, она знает мои обычные болячки, но эти симптомы были необычные... у меня никогда до этого ничего такого не было и впоследствии тоже никогда не повторялось", - рассказывает Тимоти Райли. У него была диарея и ужасные головные боли, его вырвало.

Спустя некоторое время после смерти Александра Литвиненко офис компании Erinys был проверен следователями. В комнате, где 16 октября прошла встреча, на столе и креслах было обнаружено большое число следов радиоактивного полония-210.

На теле Райли и в его машине тоже были обнаружены следы полония.

Источник

 

По теме:

Cлушания по делу о смерти Литвиненко: костюмы им пристали, как корове седло; радиационный след в Лондоне

Cлушания по делу о смерти Литвиненко: Ковтун сильно пил и хотел стать порнозвездой

Cлушания по делу о смерти Литвиненко: Путин - преступник в обличии главы государства, Литвиненко убили со второй попытки

Разведка США представила доказательства убийства Литвиненко по заказу Москвы