Общественно-политический журнал

 

Бастрыкин предложил ввести уголовную ответственность за валютные спекуляции

Валютные спекуляции -операции банковских учреждений, фирм, юридических и физических лиц с целью получения прибыли от изменений валютных курсов во времени или на различных рынках, а также преднамеренное принятие валютного риска.

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил ввести уголовную ответственность за спекуляции на валютном рынке.

Сейчас Уголовный кодекс предусматривает ответственность за манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации. Обе статьи отнесены к компетенции Следственного комитета. Бастрыкин посетовал на то, что в суд не направлено ни одного дела по этим преступлениям.

Он также отметил, что "это явление в последнее время приобрело настолько массовый характер, что наряду с фундаментальными факторами экономики оказывает существенное влияние на курсовые колебания национальной валюты".

"С учетом повышенной общественной опасности предлагаю рассмотреть вопрос об ужесточении уголовной ответственности за данные преступления путем введения в указанные статьи такого квалифицирующего признака, как совершение деяния в сфере валютного рынка", - сказал начальник СКР.

Источник

***

Своими соображениями о борьбе с валютными спекуляциями поделился руководитель администрации президента Сергей Иванов,  один из правящих воров в законе.

"Что касается борьбы со спекулянтами, как раньше говорили - мешочниками, - и всеми прочими, этим должны заниматься те, кто профессионально это может делать. Это у нас Центральный банк, Минфин и еще одно ведомство - Росфинмониторинг", - сказал Иванов.

Мешочники — люди, занимавшиеся мелкой торговлей продовольствием во время Гражданской войны в России. Название происходит от мешков, в которых они перевозили товар.

В период военного коммунизма и действия продразверстки в городах России наступил голод, вызванный политикой советской власти, направленной на полное уничтожение частной торговли, и попыткой поставить снабжение городов продовольствием полностью под свой контроль путём введения распределительной карточной системы. В то же время в деревнях сохранялись значительные запасы хлеба.

Многие люди пытались прокормиться во время голода путём мелкой торговли. Они на товарных поездах ехали в деревню и покупали у крестьян или выменивали на товары хлеб и другую еду либо для себя, либо продавали в городе на толкучках и чёрных рынках. Мешочники преследовались советской властью как "спекулянты", на них устраивались облавы.

***

В СССР была валютная монополия.

 "Коммерсант" в марте 1990 г. писал:

По непроверенным данным, поступившим из неофициальных источников, в органах прокуратуры рассматривается вопрос об отмене восемьдесят восьмой статьи Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные валютные операции.        

Статья 88 УК РСФСР "Нарушение правил о валютных операциях" гласит:
       
"Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки.
       
Спекуляция валютными ценностями в виде промысла или в особо крупных размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным по части первой настоящей статьи, наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества".
       
Из тех же источников поступили сведения и о том, что возможны также изменения в формулировке статьи 83 УК РСФСР (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР). По мнению народного депутата СССР Станкевича, законом будет предоставлена беспрецедентная свобода перемещения как внутрь страны, так и за ее пределы.
       
Как предполагают эксперты, причины предстоящих изменений могут, в частности, заключаться в насущной необходимости дальнейшего освобождения предпринимательской и другой экономической деятельности для граждан СССР и иностранных деловых людей.

Источник