Общественно-политический журнал

 

Поль Мориа (Paul Mauriat)

Услышав фразу «классический композитор», Вы, очевидно, представите себе Баха, Бетховена, Моцарта и других представителей классической музыки минувших столетий. Но время не стоит на месте, и в наше время также появляются музыканты, которые вскоре станут вечными. Есть все перспективы стать классическим композитором и у всемирно известного композитора и исполнителя Поля Мориа. Тем более что его призвание — истинная в определенном смысле музыка — инструментальная, оркестровая. Его песни стали всемирно известными и узнаваемыми еще при жизни, а после смерти не утратили свою популярность, и продолжают звучать по всей планете.

Сразу после смерти Поля, его жена Ирэн высказала мнение о том, что оркестр не должен дальше носить имя Мориа, а должен называться просто «Гранд Оркестр» (Grand Orchestra), вскоре оркестр действительно был переименован. Можно подумать, что после смерти мужа, она решила просто избавиться от его имени. Но на самом деле, такое решение было принято по другим причинам. Ирэн считала, что Поля Мориа никто не заменит, и поэтому без него коллектив не должен носить имя великого музыканта. Имя ушло из названия, но осталось в большом почтении, а музыка Поля Мориа — в нашей душе.

Французский композитор Поль Мориа (Марсель, 4.3.1925 – 3.11.2006, Перпиньян; Франция) пожалуй, единственный художник, сумевший обобщить в своей исключительной и плодовитой дискографии, всю историю мировой музыки 20-го века. Сын европейской контркультуры, с отличным образованием, но в то же время любитель северо-американской музыки, джаза, он осмелился смешать элементы всего, что окружало мир, все, что касалось музыки, культуры и технологии. Результатом стало необычайное и экстраординарное наследие изменяющегося искусства, всегда оригинальное, демократичное, вне времени, интеллектуальное и популярное в то же время, вечное, «не обижаемое никого», как сказал гитарист Дуэйн Оллмен, и которая объединяет все направления мысли, всех народов. Любая музыка, аранжированная Полем Мориа, становится прекрасной, иногда даже слишком прекрасной.

Эстетика, созданная им, ясна, прохладна, и в то же время сильна и замечательна, смещена со стандарта, как популярного так и лирического.  Будучи в творческом поиске, он отдал всю свою жизненную энергию на раскрытие и постоянное усовершенствование своей успешной формы общения, давая каждой композиции яркие и сильные личные чувства и эмоции. Передавал ощущение легкости, богатства, открытости, обаяния, профессионализма и доступности для каждого. В статье одного китайского обозревателя он был назван «Посланником музыки настроения» и «Богом французской послевоенной музыки». Любящие поклонники с востока говорят так: «Король мировой музыки», но, несмотря на это, как сказал один французский критик, Мориа – «неописуемый». Описывать Мориа – это ограничивать мир, ограничивать возможность сделать жизнь более интересной.

Мориа вырос в Марселе в семье музыкантов, традиционно связанных с классической музыкой. Там же, в 10 лет, поступил в консерваторию, где учился до подросткового возраста. В 14 лет, был удостоен звания «первого» в  образовании.  Был увлечен джазом, но его амбиции, такие как призвание, к симфонической музыки, заставили пойти его другим путем. В 17 лет он создал свой первый оркестр и в течении Второй Мировой Войны играл в мьюзик холлах, расположенных по всей территории Франции.

Позже был нанят французским отделением североамериканской компании «A & R» (Artists and Repertoire – Артисты и Репертуар) в качестве аккомпаниатора в разных шоу и затем, наконец-то, отправился в Париж, важнейший мировой музыкальный центр.

«A & R» и до сегодняшнего дня, является организацией с отличной репутацией по открытию новых феноменальных музыкальных талантов, которая открыла и была агентом артистов такого калибра, как Билли  Холидей, Боб Дилан, Брюс Спрингстин и Арета Франклин, среди многих других. В этой сфере, Поль Мориа был замечен Шарлем Азнавуром, который нанял его в качестве своего аранжировщика. Позже Мориа говорил, что те контакты, которые предоставил ему в то время Азнавур, стали важнейшей частью его жизни. В течение 50-х он был музыкальным директором таких известных французских певцов того времени, как Морис Шевалье, Генри Сальвадор, Далида, Лени Эскудеро, в частности, гастролировал и записывался с ними, и конечно же с Азнавуром.

В 1957 году он выпустил свой первый альбом «Поль Мориа», один сингл с четырьмя треками, записанными на студии звукозаписи RGM. Между 1959 и 1964 годах, Мориа записал несколько альбомов на студии Bel-Air под названием «Поль Мориа и его оркестр», также использовал  различные псевдонимы, такие как Ричард Одри, Нико Пападопулос, Эдуардо Руо и Вилли Твист, для лучшего отражения международного характера его записей. В течение этого периода он сделал несколько записей с маркой «Les Satelites», где была творческая вокальная поддержка для таких альбомов как «Slow Rock» и «Twist», (1961), «A Malypense» (1962), и «Les Satelites Chantent Noel» (1964).

Мориа также сочинил музыку для саундтреков к различным французским фильмам (созданные с Bel-Air), таких как «Такси до Тобрука» (1961), «Гораций 62» (1962) и «Взорвите банк» (1964), а еще для многих фильмов с участием Шарля Азнавура.

 


Цитата: В течение своей жизни Поль Мориа написал более 150 инструментальных композиций и песен. Расхожая версия, что «Alouette» (знаменитая мелодия из «В мире животных») была написана им, неверна. Песня «Alouette», что в переводе означает «Жаворонок», была сочинена популярным аргентинским композитором Ариэлем Рамиресом в оригинале этот отрывок называется «La Peregrinación», «Паломничество» и взят из кантаты для хора «Рождество Господне»[2]. Существуют также различные оркестровые версии этой песни, наряду с общеизвестной в исполнении оркестра Поля Мориа.

Использованная с начала 1970-х годов в заставке телепередачи «Кинопанорама» мелодия «Прости мне этот детский каприз» (фр. Pardonne-moi ce caprice d’enfant) была написана Патрисией Карли (Patricia Carli) и первоначально спета Мирей Матье в сопровождении оркестра п/у Раймона Лефевра[3][4]. «Токката», ставшая известной в исполнении оркестра Поля Мориа, принадлежит композитору Гастону Роллану.

 

Он написал свой первый хит с Андрэ Паскалем. В 1958 году они были награждены на  фестивале «Золотой петух Французского шансона» с песней «Rendez-vous au lavandou», позже записанная и исполненная Генри Сальвадором. И следующий другой хит, который очень быстро стал популярным – это «La Longue Marche». Используя псевдоним «Del Roma», Мориа выпустил свой первый международный хит «Chariot», который написал с участием друзей: Франком Пуреселем (со-композитор), Жаком Плантом (текст) и Раймондом Лефевре (дирижер). В Соединенных Штатах Америки эта песня была записана, как «I Will Follow Him», для «Little Peggy March», которая стала №1 в хит-парадах по всем категориям в течение 3 недель. В начале 90-х, эта песня была главным саундтреком к фильмам: «Действуй, Сестра!» – I и II, с участием звезды Вупи Голдберг, кроме того, это произведение было перезаписано другими различными международными артистами. Недавно Эминем использовал ее как основу для песни «Guilty Conscience». Не так давно, известный американский рэпер Snoop Dogg, используя песню Мориа «Plaine, ma plaine» 1965 года, также сделал свою версию.

В 1965, Поль Мориа окончательно сделал творческий выбор в своей жизни, и смог представить собственный стиль, эстетику, заработав мировую славу, признанную и сегодня. Так был создан «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat» (Гранд Оркестр Поля Мориа), выпустивший сотни записей и сборников под брендом Philips в последующие 28 лет. В 1994 году он подписал контракт с японской звукозаписывающей студией «Pony Canyon», где перезаписал некоторые из своих величайших хитов, а также записал новые композиции. В 1968 году, «L’amour est blue» (Love is blue), выпущенная годом раньше, была  №1 в северо-американских хит-парадах в течении 6 недель, с альбомом «Blooming hits» (до сегодняшнего дня продано более 6 миллионов копий), установив таким образом рекорд, как первый французский и инструментальный артист добившийся такого результата.  Вошел в «Top – 100» американского «Billboard» сразу после альбома «Hey Jude» группы Beatles.

Поль Мориа опирался в основном на струнные инструменты, ритмические вариации и синтезаторы, что позволяло создавать  интересную музыку. Тональности (музыкальные фразы), как правило, блестяще богатые, захватывающие, и заполнены с рациональным использованием ударных для донесения великолепного стиля. Мориа был перфекционистом, стремящимся к улучшению своей музыки с неукоснительным профессионализмом и постоянным анализом; свои исследования он оставил, как наследие для будущих поколений, в частности, в записях «multi-track», в которых был неутомимым исследователем. Долгое время эти записи использовались для проверки звукового оборудования. Мориа записал альбомы в Англии, США, Японии и Бразилии, используя музыку разных стран и, как полагают, было продано более 40 миллионов копий по всему миру, но большую часть своего репертуара он записал во Франции, на студии «Des Dames», под руководством звукорежиссера Доминика Понсе.

В период с 1967 по 1972 год, он написал несколько песен для Мирей Матье, которые были удостоены наград. Это были такие песни, как «Mon Credo» (было продано 1,4 миллионов копий), «Viens dans ma rue», «La premiere etoile», «Geant» и многие другие, а также внес свой вклад в 130 вариаций песен для Шарля Азнавура. В 1975 «Elle Arrive Aujourd’hui», написанная Мориа и исполненная Джоном Габилоу, получила первую премию на фестивале в Пальма да Майорка (Испания). Кроме этого, в течение 70-х годов,  писал для Катерины Валенте и Альционе. В 1985, создал очередной шедевр для Мирей Матье: «C’etait le premier rendez vous».

 

 

Мориа признанный на международном уровне, получил золотые диски в различных странах, «Grand Prix du Disque» во Франции, трофей «Midem» (The World’s Music Community), был приглашен для работы в «International Federation of the Phonographic Industry», расположенную в Лондоне, и в 1997 году получил престижное звание «Commandeur des Artes et des Lettres» (Командор искусств и словесности) от Министерства Культуры Франции. По сравнению со своими сверстниками, имеет самый больший каталог записей, начинающий отсчет с 1500 композиций и более чем 1000 концертов, очаровавших, согласно подсчету студии Universal Music, более 3 миллионов слушателей. Его появление в телевизионной программе «Sullivan Theater» (Шоу Эда Салливана) получило восторженные отклики, и вскоре японский канал NHK пригласил его провести гастрольный тур в Японии,  который стал рекордным по количеству зрителей в 1969 году. В конце 70-х годов, стадион Будокан, в Токио, был способен вместить 12000 человек, желающих посмотреть это шоу.

По словам Поля Мориа, в международных турах он пытался обмениваться опытом между местными музыкантами и собственным оркестром, нарушая культурные ограничения, налагаемые Парижем. Среди многих других он открыл мексиканских трубачей, на которых в будущем не единожды ссылался, и бразильских виолончелистов с их фантастической техникой и блестящим исполнением. В 70-х и 80-х годах, на своих концертах живой музыки, Поль Мориа использовал бэк-вокал, в частности, бразильянок: Евы, Маризы и Регины, из трио «Esperança» (Надежда), для обеспечения поддержки некоторых номеров, которые придумал для своих концертов.

Он также участвовал в создании рекламных роликов в Японии, его музыку использовали в оформлении рекламы марок кофе и вина. И в настоящий момент существует линия производства саксофонов, труб и аксессуаров, под торговой маркой, носящей его имя. В течение нескольких десятилетий, композиции Поля Мориа послужили саундтреками для нескольких телевизионных программ («В мире животных» (Alouette), «Кинопонарама» (Pardonne-moi ce caprice d’enfant), а также несколько композиций для прогноза погоды (Yesterday, Abrazame)), сериалов, рекламных роликов и фильмов разных стран.

Мориа попрощался со сценой в конце 1998 года, на одном из концертов в Осако, но оркестр с которым он выступал, до сих пор с успехом продолжает гастрольную деятельность. Вначале под руководством пианиста Жиля Гамбюса, работавшим 25 лет с маэстро и братом Жерардом, а сейчас под руководством трубача Жан-Жака Жустафре. В основном оркестр выступает, в Азии, где имеет верных поклонников. В 2002, писателем и обозревателем Сержем Элаиком была написана официальная биография Поля Мориа, которая названа «Une vie en blue».

Мориа ушел в вечность в 81 год, в своем доме на юге Франции, в Перпиньяне. Мы выросли с его яркими блестящими красками и фантастическим калейдоскопом бесконечных форм, носящим его имя, которое после его ухода осталось как наследие, которое мы должны сохранить высоким и после нашей жизни. Его музыка, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне пространства и времени, всегда воспринимаемая умиротворенно, и окончательно превращаясь в воду, воздух, землю, луну, звезды и солнце.

Его искусство присутствует всегда, как в наших мечтах, так и в нашей повседневной жизни. В этой музыке, которая подарила нам ливни в жаркие вечера, огонь и жару в самые холодные ночи, кажется, с безграничной добротой скрыта. Вселенная душ и сердец, которые он любил.

Мудрость человека не измеряется его академическими знаниями, мудрость человека определяется его духовной проекцией. И Мориа рассеял в воздухе свое послание для мира в форме музыки.

Скромный, сдержанный, дружелюбный, Поль всегда будет рядом с нами, и возможно, каждый раз, когда мы слушаем его музыку, он становится еще ближе, поскольку его музыка жила и живет в гармонии, которая кажется бесконечностью. Звезды задрожали от боли 3 ноября 2006 года. Но возродились и начали сиять вновь, когда услышали в бесконечной жизни безграничный свет музыки, вышедшей из его рук.

Источник