Общественно-политический журнал

 

Выглядит вполне закономерным то, что Москва до сих не осудила варварские действия ХАМАС

Госсекретарь США Энтони Блинкен в четверг прибыл в Израиль, где он встретился с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, президентом Ицхаком Герцогом и другими чиновниками.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил: «Сжигание людей живьем, отрубание голов, похищение маленького мальчика – он был не просто похищен, над ним издевались. Эта атака и вызывающие тошноту проявления радости по поводу этих ужасов, это празднование и прославление зла»!

Госсекретарь Энтони Блинкен заявил: «Как сказал премьер-министр, это должен быть момент для моральной ясности. Неспособность безоговорочно осудить терроризм ставит под угрозу не только жителей Израиля, но людей повсюду. Посмотрите, что произошло! Граждане 36 государств были убиты или пропали в результате этой гнусной атаки. Европа, Азия, Африка, Америки – никому не удалось избежать жестокости ХАМАС».

«Тот, кто хочет мира и справедливости, должен осудить террор ХАМАСа. Мы знаем, что ХАМАС не представляет палестинский народ и его законные чаяния жить в условиях равной безопасности, свободы, справедливости и достоинства», – сказал Блинкен.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков фактически ушел от ответа на вопрос, признают ли в России ХАМАС террористической организацией, заявив, что Кремль «продолжает анализировать ситуацию». По его словам, Москва сохраняет контакты с обеими «сторонами конфликта».

Кремль де-факто поддерживает террористические организации, а не осуждает их, сказал в интервью «Настоящему времени» экс-посол Израиля в РФ Аркадий Мил-Ман, глава отдела российских программ в израильском Институте исследований нацбезопасности. По его оценке, это связано, в том числе, «с той террористической деятельностью, которую она (Россия) себе позволяет в Украине».

Действия ХАМАС в Израиле вполне напрашиваются на сравнение с тем, что российские войска творили в Буче, Ирпене и других города Украины, считает преподаватель факультета социальных наук пражского Карлова университета Дмитрий Дубровский. Как ему кажется, в обоих случаях налицо вопиющее пренебрежение жизнями гражданского населения.

«То, что произошло на временно оккупированной территории Украины, мало чем отличается от зверств террористов в израильских кибуцах, – добавил он. – И там, и там агрессоры физически уничтожали попавших им в руки беззащитных людей. Недаром многие это уже открыто называют элементами геноцида».

Как представляется Дмитрию Дубровскому, у таких преступлений есть одна общая вещь, которая пока недооценивается: «Бывает, говорят, что такие преступления бессмысленны. Но это не так. С точки зрения тех, кто их совершают, это то, что Американская социологическая ассоциация некогда назвала “преступлением-посланием”. Мне кажется, данный месседж не всегда прочитывается правильно. Почему-то Бучу и Ирпень некоторые считают исключением. А это вполне внятное послание, которое показывает, что именно несет и должна нести эта агрессия (согласно воле центра принятия решений)».

«Преступления ненависти» могут быть личными и коллективными, констатировал социолог: «В данном случае это, конечно, акт, сравнимый со Сребреницей (где сербской армией было убито более 8 000 мужчин из числа боснийских мусульман). В этой связи очень показательно, что ХАМАС в России не считается террористической организацией. Ее представители для Москвы – партнеры».

Поэтому неслучайно никто из российского руководства так и не осудил злодеяния хамасовцев, подчеркнул Дмитрий Дубровский. «Ты наблюдаешь жуткие сцены, которые описать-то страшно, а в Кремле говорят, что “ситуация требует анализа”, “надо посмотреть на нее со всех сторон”. Хотя это тот самый случай, когда неоднозначности в оценках быть не может», –резюмировал он.

Эмоционально речь экс-посла Израиля в России очень понятна, заметил историк и правозащитник Сергей Лукашевский. На его взгляд, и в том, и в другом случае мы имеем дело с агрессией на фоне до некоторой степени контролируемых сверху конфликтов.

«Тем не менее проводить эти параллели не вполне продуктивно, – уточнил он. – Палестино-израильский конфликт очень глубокий, и в общем все эксперты сходятся на том, что он не имеет очевидного решения, которое бы просматривалось. В противостояние вовлечено большое количество игроков, стоит застарелая взаимная вражда и ненависть. А война, развязанная Россией против Украины, несмотря на то что она идет уже свыше полутора лет и ей сопутствуют страшные жертвы со стороны мирного населения, по большому счету может быть закончена относительно быстро – при желании кремлевского режима».

Мне кажется это очень важным отличием, рассуждает Сергей Лукашевский: «Здесь достаточно воли по сути дела одного человека, чтобы положить конец бойне. И тем ужаснее, что Путин продолжает её. Очевидно также, что проведенная атака ХАМАС – следствие геополитического сдвига. Российское агрессивное вторжение в Украину стало триггером для обострения обстановки в самых разных точках планеты. Тут и трагический всплеск конфликта в Нагорном Карабахе, и выстраивание неформальной оси стран-изгоев, где Россия получает поддержку от таких стран, как Северная Корея и Иран. В свою очередь, укрепление российско-иранских отношений, приводит – по цепочке, не прямо – к тому, что активизируются самые страшные и жестокие группы, творящие тот ужас, который мы наблюдали в последние дни в Израиле».

Исходя из этого, выглядит вполне закономерным то, что Москва до сих не осудила варварские действия ХАМАС, говорит он. «В принципе Россия до этого ценила сбалансированные отношения с разными странами, имела довольно неплохие связи как с палестинцами, так и Израилем… Контакты с Израилем, как представлялось, для Кремля были довольно значимыми. Но теперь, когда Путину надо просить помощи у Тегерана, это по логике политического процесса приводит к тому, что Россия не может занять адекватную позицию в отношении устроенной хамасовцами резни и показывает себя страной, фактически поддерживающей самых оголтелых и страшных террористов», – заключил он.