Общественно-политический журнал

 

Глубина раскола между Венгрией и остальными странами ЕС достигла новой отметки

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан продолжает вставлять палки в колеса остальному ЕС и по вопросам новых санкций против России, и при одобрении очередных пакетов помощи Украине. Но, кроме этого, последнего союзника Кремля в Европе постоянно критикует Брюссель за нарушения верховенства права в Венгрии и процветающую коррупцию.

Конфликт зашел настолько далеко, что впервые в истории Евросоюза в Брюсселе всерьез задумались лишить Венгрию права председательства в одном из ключевых политических органов ЕС — Совете министров. Каждые полгода глава этого органа меняется по принципу ротации. И очередь Венгрии придется на достаточно важный период — второе полугодие 2024 года, сразу после очередных выборов в Европарламент.

Гергей Нилаш, журналист независимого венгерского издания Telex.hu, разбирался, что может попытаться сделать Виктор Орбан на посту председателя Совета ЕС и пойдет ли на этот раз Брюссель до конца в противостоянии с Будапештом.

Шестого июля 1998 года 35-летний Виктор Орбан впервые возглавил правительство Венгрии благодаря победе на парламентских выборах его партии «Фидес». В течение первого срока одного из самых молодых премьер-министров в истории страны Будапешт проводил непростые экономические реформы, превращал министерство экономики в «суперведомство», отменил плату за обучение в вузах на венгерском языке и успел вступить в НАТО.

Несмотря на попытку централизации медиа и другие авторитарные тенденции, «Фидес» проиграл следующие выборы в 2002 году, и на пост премьера — но теперь уже на долгие годы — Орбан вернулся только в 2010-м. Последние 13 лет, согласно оценкам политологов, Орбан строит в Венгрии «мафиозное» государство.

Постоянные проблемы с верховенством закона, подчинение большинства независимых медиа, разрушение автономии судебной власти и использование системы государственных закупок для выстраивания многоуровневой системы политической коррупции привели к тому, что Будапешт все последние годы постоянно подвергается критике из Брюсселя. К 2023 году глубина раскола между Венгрией и остальными странами ЕС достигла новой отметки: Европарламент проголосовал за решение лишить Венгрию права председательства в Совете ЕС во второй половине 2024 года.

Согласно конструкции политической системы Евросоюза, каждая из стран-членов становится председателем одного из двух законодательных органов ЕС — Совета министров — на полгода по принципу ротации. Предыдущее председательство Венгрии пришлось на 2011 год, когда отношения между Будапештом и Брюсселем только начали портиться. Очередное право определять повестку Совета ЕС должно перейти Виктору Орбану 1 июля 2024 года, сразу после председательства Бельгии в первой половине следующего года и Испании, которая заняла этот пост несколько дней назад.

Резолюция Европарламента имеет скорее символическое значение и не приведет к автоматическому лишению Венгрии права на председательство. Механизм принятия такого решения на уровне ЕС в целом не отработан. Тем не менее за резолюцию проголосовало сразу пять партийных групп внутри Европарламента, что показывает, насколько многих депутатов из разных стран раздражают действия Виктора Орбана.

Анти-Украина

Начинавший свою карьеру с либеральных взглядов, Виктор Орбан с годами превращается во всё большего консерватора, который выстраивает идеологию своей партии «Фидес» вокруг защиты христианских ценностей и венгерского национализма. За 25 лет в политике Орбан растерял союзников из либерального лагеря, а после начала войны в Украине стал терять поддержку и в рядах европейских консерваторов из-за невнятной позиции Будапешта по ключевым вопросам, связанным с поддержкой Киева.

Правительство Венгрии с самого начала вторжения России в Украину высказывалось против западных санкций в отношении Москвы, хотя все первые санкционные пакеты Будапешт беспрекословно поддержал. Тем не менее благодаря заступничеству Орбана не все поддерживающие вторжение российские официальные лица — например, патриарх Кирилл — вовремя оказываются под персональными санкциями.

Орбан постоянно критикует поставки оружия Украине, утверждая, что война из-за этого и не заканчивается. Сам Будапешт не только не предоставляет Киеву оружие, но и не пропускает поставки из других стран ЕС через свою территорию. В то же время, напротив, Будапешт принимает у себя попавших в российский плен украинских солдат из Закарпатья — региона Украины, где проживает венгерскоязычное меньшинство. При этом о деталях этого обмена Будапешт фактически не информирует Киев.

Недавно венгерское правительство также организовало целую рекламную кампанию по дискредитации идеи европейских санкций против России.

«Брюссельские санкции» изображались на билбордах бомбами, которые летели по направлению к Венгрии. При этом о настоящих российских бомбах, падающих на украинские города, на этих плакатах не говорилось ни слова.

Антидемократия

Но претензии большинства европейских стран к Орбану не заканчиваются лишь на явно благосклонной позиции Венгрии по отношению к России. Режим Орбана и до войны критиковался за многочисленные отступления от европейских ценностей и принципов верховенства права.

В 2022 году Брюссель придумал инструмент, который должен заставить некоторые страны — члены ЕС восстановить часть попранных политических прав. Инструмент получил название «механизм предусловий», и главный его смысл в том, чтобы увязать между собой обязательства члена ЕС имплементировать реформы и трансфер новых денег для этого государства из общеевропейского бюджета.

Задействовав «механизм предусловий» прошлой осенью, Брюссель заморозил около 25 млрд евро, которые были предусмотрены для Венгрии в бюджете ЕС на 2021–2027 годы.

При номинальном ВВП Венгрии в размере чуть более 180 млрд евро такой объем замороженных денег серьезно подрывает возможности режима Орбана проводить запланированные после пандемии стимулирующие и социальные выплаты.

Несмотря на то, что Венгрия иногда пытается предпринимать шаги, на которых настаивает Еврокомиссия, например предложив план по реформированию системы госзакупок, в действительности ситуация не меняется уже около полугода. Брюссель не размораживает выплаты Будапешту. Будапешт пытается торпедировать каждую инициативу ЕС и НАТО — от предоставления очередного пакета финансовой помощи Украине до принятия Швеции в Североатлантический альянс.

Для того чтобы отвлечь внимание населения от нарастающих экономических проблем, усилившихся как из-за войны в Украине, так и из-за нехватки в венгерском бюджете выплат из европейских фондов, Орбан пытается активнее опираться на консервативные ценности.

Последний большой скандал вызвал принятый в Венгрии закон «о защите детей». Он предусматривает запрет на использование в школах и других учреждениях литературы или материалов, в которых содержится информация о людях ЛГБТК+, их отношениях и о трансгендерном переходе. Текст законопроекта изначально был написан так, что поощрял доносительство о случаях нарушения закона, например школами или библиотеками, а также фактически запрещал на уроках сексуального просвещения говорить о самом факте существования персон ЛГБТК+.

По своей сути венгерский закон очень похож на российский закон о «противодействии ЛГБТ-пропаганде среди несовершеннолетних». 

Процесс обсуждения этого закона вызвал в Будапеште волну протестов в 2021 году. Летом того же года Еврокомиссия запустила процедуру нарушения (infringement procedure) против Венгрии из-за ущемления прав сексуальных меньшинств, фактически приостановив возможность имплементации закона на территории страны. Переговоры между Брюсселем и Будапештом не привели ни к каким результатам, и в итоге Еврокомиссия подала иск в Суд ЕС в Люксембурге. Рассмотрение иска началось в 2022 году, но само решение будет вынесено не раньше чем через год. К давлению на Будапешт по этому вопросу подключились 15 стран — членов ЕС и Европарламент.

Однако всю эту критику, получаемую Будапештом из Брюсселя в ответ на свои действия, Орбан использует в том числе для того, чтобы продемонстрировать своему ядерному электорату, что ЕС давит на Венгрию не из-за проблем с коррупцией и верховенством права, а потому что «либеральная Европа» пытается заставить Венгрию отвернуться от «исконных христианских ценностей».

Новый Трамп

Именно на этом фоне большинство стран ЕС в действительности не понимает, как ультраконсервативный и обвиняемый в коррупции режим Виктора Орбана будет председательствовать в одном из законодательных органов всего Евросоюза — Совете министров. Роль председателя хотя и считается скорее церемониальной, на деле всё же не пустая формальность. Венгрия сможет влиять на повестку обсуждений и задавать тон дискуссиям в течение полугода.

И всё это может произойти в важный для ЕС период — с июля по декабрь 2024 года, то есть сразу после выборов в Европейский парламент, когда повестка будет в основном наполнена обсуждением новых назначений и переформированием состава европейских институтов. Председатель Совета ЕС формально не сможет повлиять на сам процесс назначений, но есть опасения, что на этапе переговоров о кандидатах на самые важные посты Орбан всё же сможет продвинуть свои интересы. Тем более что премьер-министр Венгрии за свои более чем 30 лет в политике и последние десять лет крайне напряженных отношений с Брюсселем показал себя опытным игроком, который с легкостью манипулирует выстроенным в ЕС сложным и перегруженным процессом принятия решений.

В связи с этим, если к июлю 2024 года противостояние Будапешта с Еврокомиссией будет оставаться таким же острым, Орбан может придумать какой-то способ серьезно навредить единству ЕС и разбалансировать политическую систему подобно тому, как это сделал Дональд Трамп с США во время своего президентства.