Общественно-политический журнал

 

Маттиас Варниг рассказал, как спрашивал у Путина о причинах войны в Украине

Глава Nord Stream 2 Варниг рассказал об обсуждении с Путиным целей «спецоперации». Многолетний друг российского президента отметил, что отклонил приглашение Путина переехать в Москву, хотя в Германии он чувствует себя «токсичным» и с ним мало кто хочет общаться.

Исполнительный директор Nord Stream 2 AG (оператор «Северного потока — 2») и друг Владимира Путина Матиас Варниг рассказал в интервью немецкой Zeit о разговорах с президентом России через несколько месяцев после начала «военной спецоперации на Украине». 

В частности, он поинтересовался у Путина: «Каковы ваши цели?» «Вы говорите о Донецке и Луганске, в то же время ваши войска хотят взять Киев. Как это согласуется? Вам нужна Одесса, Харьков, или вся Украина, или даже больше?» — спросил Варниг. Путин, по его словам, ответил просто: «Это государственная тайна».

Себя Варниг, единственный из немцев, попавший под санкции США, называет «токсичным»: его счета заморожены, кредитные карты заблокированы, в маленьком городке недалеко от Фрайбурга к нему относятся с подозрением, немецкие государственные чиновники больше не желают с ним общаться. Ему приходится привыкать к наличным. Вся его жизнь «заморожена», пишет газета.

«Приезжайте с семьей в Москву, мы вам здесь что-нибудь найдем», — предложил ему Путин в ходе разговора. Но Варниг сразу отверг эту идею («Я буду жить за высокими стенами?»), отметив, что чувствовал бы себя в России потерянным.

«Вы не выиграете войну, так как в ней не может быть победителей», — сказал он Путину в другом разговоре, пишет газета, отмечая, что после начала военной операции Варниг назвал действия России на Украине «ошибкой».

Варниг рассказал Zeit, что в середине февраля 2022 года он встретился в Брюсселе с влиятельным американским политиком, который предупредил его о скором начале «спецоперации». Варниг, незадолго до этого встречавшийся с Путиным, назвал это «смешным, совершенно немыслимым». После 24 февраля того же года Варниг выступил с публичным заявлением, назвав «спецоперацию» «неописуемой ошибкой», напоминает издание. Позднее он вышел из советов директоров «Роснефти» и «Транснефти».

Издание напоминает, что 31 марта заканчивается контракт 67-летнего Варнига с Nord Stream 2 AG. После ухода на пенсию, по словам Варнига, Путин пригласил его весной к себе в гости «по-настоящему» на несколько дней, но он «еще не решил».

Варниг с 1970-х работал в Штази. Как сообщали WSJ и Focus, в Дрездене он познакомился Путиным, который тогда работал в резидентуре КГБ в ГДР. В 1990-х Варниг начал карьеру в бизнесе, занимал руководящие посты в Dresdner Bank. Позднее стал членом совета директоров ряда российских компаний, в том числе «Роснефти» (до весны прошлого года). Варниг 12 лет был независимым директором банка «Россия», принадлежащего другу Путина Юрию Ковальчуку, независимым директором ВТБ, UC Rusal и председателем совета директоров «Транснефти». 

Публичной информации о Варниге очень немного. Даже о том, как они познакомились с Путиным, существует по крайней мере три версии, писал Forbes в 2012 году. По одной из них, Варниг служил во внешней разведке ГДР, прошел пятилетний курс подготовки для внедрения в западную банковскую систему и был вербовщиком. По версии Кремля, Путин познакомился с Варнигом только в 1991 году, когда тот приехал открывать в Санкт-Петербурге представительство Dresdner Bank (был организатором первого выхода «Газпрома» на западные рынки в середине 1990-х, а также участвовал в приватизации «Роснефти»). Forbes называет Варнига самым надежным «экономистом» Путина и пишет об их тесных дружеских связях, которые помогли Варнигу продвинуться в бизнесе.

В 2019 году Reuters узнал о тайной сделке Варнига с «Ренессанс Капиталом». По данным издания, «друг Путина» за десять лет до этого тайно и бесплатно получил фантомную долю в инвестбанке. 

За 20 лет правления Путина Варниг стал самым влиятельным немецким менеджером в российском бизнесе, отмечала в 2021 году DW. В интервью Die Presse в 2018 году Варниг объяснял это стечением обстоятельств. При этом на вопрос, как часто он видится с Путиным, бизнесмен тогда ответил: «если мне нужно с ним увидеться, то мы уж это организуем».