Общественно-политический журнал

 

Норвегия отказалась пропустить российские грузы на Шпицберген

МИД Норвегии отклонил запрос российского предприятия «Арктикуголь», которое попросило разрешения перевезти российские грузы на Шпицберген. Об этом сообщил телеканал NRK.

На пограничной станции Стурскуг было остановлено 20 тонн российских товаров, которые направились в российский шахтерский город Баренцбург на Шпицбергене. По данным телеканала, «Арктикуголь» и посольство России отправили письмо в МИД Норвегии с просьбой сделать исключение из санкций. Однако в ведомстве заявили, что в Баренцбурге действуют те же законы, что и на всей территории Шпицбергена.

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил в своем телеграм-канале, что непропущенные грузы – это продовольственные товары для российских шахтеров, которые работают в Баренцбурге. Косачев охарактеризовал произошедшее как нарушение положений Парижского договора о правовом статусе арктической территории.

Норвегия не является членом Евросоюза, но входит в Европейскую экономическую зону и присоединилась ко всем шести пакетам санкций, введенным против России из-за вторжения в Украину.

Ранее Литва прекратила железнодорожный транзит грузов, попавших под санкции Евросоюза, из основной территории России в Калининградскую область. Под запрет ЕС попало почти 50 процентов всех грузов, доставляемых из регионов России.

В начале июня Евросоюз принял шестой пакет санкций против России, в котором, среди прочего, расширил список лиц и организаций, на которых распространяются экспортные ограничения в отношении товаров и технологий двойного назначения. Кроме того, расширен перечень товаров и технологий, которые могут способствовать технологическому совершенствованию сектора обороны и безопасности России. В него вошли 80 химикатов, которые могут быть использованы для производства химического оружия.

Добыча угля - по-прежнему основное, чем Россия занимается на Шпицбергене. Но есть ли смысл продолжать?

Шпицберген - заполярный архипелаг под норвежской юрисдикцией, известный также как Свальбард ("холодное побережье" по-староскандинавски).

Белых медведей насчитывается едва ли не больше, чем человеческих существ, и поэтому выходить за пределы поселений без оружия запрещается.

Добираться на Шпицберген удобнее всего самолетом из континентальной Норвегии: в столице архипелага Лонгйире (примерно 2 тысячи жителей) имеется небольшой аэропорт. А дальше - в зависимости от сезона - на лодках или снегоходах, под вооруженной охраной из числа местных обитателей. Автомобильных дорог на Шпицбергене мало, не так-то просто их прокладывать по вечной мерзлоте (60% поверхности архипелага состоит изо льда).

Свальбард известен из исландских саг как минимум с конца XII века, хотя принято считать, что архипелаг был открыт голландским мореплавателем Виллемом Баренцем в 1596 году (от Баренца и пошло название "Шпицберген", что значит "островерхие горы", которых тут немало). Острова архипелага с высокой степенью регулярности навещались, в частности, китобоями и охотниками за моржами и пушниной, а с конца XIX-го века здесь стали добывать уголь.

Конечно же, масштабная добыча угля за Полярным кругом тогда была трудновыполнимой задачей, однако добывать уголь здесь казалось более дешевым, чем завозить его из южных широт. Первыми рискнули норвежцы, а в 1912 году к берегам Шпицбергена отправилось и российское судно "Геркулес", которое занималось разведкой угольных месторождений. Разведка свелась к тому, что члены экспедиции установили 28 заявочных знаков с указанием на то, что правом рыть шахты на этом месте обладает Россия. Вскоре здесь работали две российские фирмы: "Грумант — торговый дом А. Г. Агафелов и Ко" и "Русское Шпицбергенское акционерное общество", впоследствии преобразованное в "Русские угольные копи — Грин-Гарбур".

Рентабельность затеи казалась очевидной: в Мурманск, Архангельск, да и в Санкт-Петербург было дешевле везти уголь со Шпицбергена, чем из Донбасса. Кстати, при проектировании Мурманской железной дороги предполагалось, что она будет работать именно на вывезенном со Шпицбергена топливе.

По мере хозяйственного освоения архипелага начал постепенно проясняться и его правовой статус. В 1910 году представители России, Швеции и Норвегии выработали проект конвенции по Шпицбергену, однако начавшаяся первая мировая война не позволила подписать этот документ.

Именно угледобыча привела к тому, что на Шпицбергене возникли три советских шахтерских поселка - Пирамида, Грумант и Баренцбург, - к началу 1930-х выкупленные у голландских и шведских фирм госкомпанией "Арктикуголь", которая в этом году отмечает свое 85-летие.

Работа "Арктикугля" на норвежской территории стала возможной благодаря международному договору о Шпицбергене 1920 года, подписантам которого - на сегодняшний день это более 40 стран - предоставлялись равные права заниматься коммерческой и научной деятельностью на архипелаге, с целью его скорейшего освоения, при условии соблюдения норвежских законов. СССР формально присоединился к договору в 1935 году.

На текущий момент Россия остается единственной, кроме Норвегии, страной, которая продолжает добывать уголь на Шпицбергене, хотя и в уменьшенных объемах. Это - по-прежнему основная форма здешней российской деловой активности.

Были времена, когда численность советских граждан на архипелаге превышала норвежскую. Но Грумант закрылся в 1961-м году, а Пирамида - в 1998-м. Говорят, что сейчас в Баренцбурге проживает всего около 400 человек (многие из которых - шахтеры с востока Украины на временных контрактах).

Угля становится все меньше. По слухам, качество его снижается, а производство не приносит достаточной прибыли. Есть ли смысл вести угледобычу и дальше? А если нет, то что же будет с российским присутствием на Шпицбергене?

С февраля по май приезжают и относительно немногочисленные туристы из России покататься на снегоходах. Эти туристы, как правило, останавливаются в гостиницах Баренцбурга и Пирамиды с ночевкой.

Может, будущее россиян на Шпицбергене - это туризм? Ну хотя бы в ожидании того момента, когда неудержимо тающие льды и неминуемое повышение цен на нефть сделает возможным переход от угледобычи на земле архипелага к нефтедобыче в омывающих архипелаг водах? Если, конечно, будет преодолено сопротивление норвежских экологов.

Иной деятельностью, кроме угледобычи и туризма, Россия тут почти не занимается.

Милитаризация Шпицбергена запрещена международными соглашениями. Ставился вопрос о создании на архипелаге российского рыбообрабатывающего предприятия, но пока что это лишь проект. Российские ученые все еще ведут исследования на Шпицбергене, но их присутствие незначительно по сравнению с университетом в Лонгйире, открытом в 1993 году и сегодня насчитывающим более 750 студентов и преподавателей по специальностям арктическая геология, арктическая геофизика, арктическая биология и арктическая инженерная техника.

У берегов Шпицбергена добывается немало рыбы, а если добавить сюда пока не разрабатывающиеся запасы нефти и газа Баренцева моря, то понятно, почему добровольно эти земли никто и никогда не покинет.