Общественно-политический журнал

 

Есть ли у Украины шанс получить от Израиля систему «Железный купол»?

Киев хочет купить израильскую систему противоракетной обороны "Железный купол", рассказал посол Украины в Израиле Евгений Корнийчук. Он обратился к израильскому правительству и заявил, что "власти страны должны выйти из зоны комфорта и вернуться к реальности". С самого начала нападения России на Украину израильские власти выступают весьма сдержанно и оказывают ограниченную помощь Украине – только гуманитарными поставками.

Шансы на то, что Израиль действительно предоставит Украине систему "Железный купол" и таким образом откажется от нейтралитета, – крайне невысоки, считает бывший офицер международного управления полиции Израиля Сергей Мигдал. Журналисты Настоящего Времени попросили его рассказать, действительно ли эта система могла бы помочь Украине.

– Что представляет собой система "Железный купол"?

– "Железный купол" – это один из важных элементов многослойной системы противоракетной обороны государства Израиль, как бы один из самых ее базовых элементов, который, в принципе, был создан для того, чтобы решить чисто израильскую проблему в оригинале. Сейчас это уже не совсем так, но это была чисто израильская проблема, а именно обстрелы ракетами, в первую очередь из Газы, а иногда также и силами ИГИЛ с Синайского полуострова в сторону Израиля. Обычно это ракеты либо кустарные ракеты "Кассам", либо потом уже у них появились "Грады" или их эквиваленты иранского производства, это ракеты, которые могут летать на 40 километров, а есть вариации, которые и на 70 километров.

Поскольку Израиль по разным причинам, естественно, не мог, например, не нарушать египетский суверенитет и уничтожать этих игиловцев в Синае сам, хотя мы помогаем Египту это делать, а также проблема и с Газой густонаселенной, где практически ХАМАС и исламский джихад держит в заложниках полтора миллиона человек, и мы не можем просто стрелять там теми же самыми системами MLRS по площадям и артиллерией. То, помимо наступательных методов, тогда решили создать систему противоракетной обороны малой дальности, которая должна была в те времена, еще у ХАМАСа не было так много ракет, иногда перехватывать ракеты: одну, несколько.

Она очень умная, она умеет перехватывать ракеты, которые летят только в населенный пункт или в то место, где есть жилые дома или промышленные здания. А если это летит на пустырь, и, опять же, это израильская специфика, поскольку речь идет о южных районах, где вокруг пустыня Негев, и сравнительно мало живет людей. Поэтому априори эти неточные ракеты, из них 50% летят в пустоту, на пустыри, в пустыню – их сбивать и не надо. И умный компьютер умеет их различать, тут же засекает их при запуске и сбивает.

Эта система уже была создана реально только перед 2010 годом, ее испытывали. Потом ее регулярно улучшали. Сейчас у нас уже четвертый или пятый вариант этой системы, которая лучшая в мире в своем роде. И, к большому удивлению товарищей из ХАМАСа и исламского джихада, оказалось, что она, в отличие от своей первоначальной версии, может сбивать, например, уничтожать залп в 100-200 ракет, которые одновременно запускает за счет улучшения как hardware, то есть как самих ракет-перехватчиков, которые называются "Тамир", так и программного обеспечения, компьютеров и радаров, которые позволяют отслеживать сотни целей одновременно.

Иногда на каждую вражескую ракету летит по две-три, чтобы было больше возможностей их сбить. И, таким образом, это вроде дорого, говорят они, поскольку ракета "Град" стоит несколько сот или пару тысяч долларов, а такой перехватчик "Тамир" гораздо дороже, и вся эта система. Но это не важно, надо сравнивать не с этим, а с тем, какой ущерб в человеческих жизнях и в разрушениях такие огромные залпы могут привести.

– Вы сказали, что защита "многослойная". То есть "Железный купол" – только одна из составляющих, и есть другие подобные системы?

— Есть еще система, которая называется "Праща Давида", которая сбивает ракеты, которые летят с дальностью 200-250 километров. И есть система "Стрела" – уже трех модификаций. Ее третья модификация – это аналог С-500, которая может сбивать ракеты средней дальности, запускаемые с двух-трех тысяч километров, сбивает их над атмосферой. Что больше нужно Украине – это сложный вопрос. Мне как специалисту кажется, что главная сейчас проблема Украины – это безнаказанные запуски по ее критической инфраструктуре и важным целям ракет "Калибр" и "Искандер", с которыми очень трудно бороться. А вот израильские системы более высокого уровня как раз рассчитаны на борьбу с крылатыми ракетами современными и с баллистическими ракетами дальностью от 500 до трех тысяч километров. Но это очень дорогие системы. Сейчас одна из первых стран, которая подписала меморандум о закупке системы "Стрела-3", – это Германия. К нам приезжал канцлер Шольц сразу после начала войны в Украине, и договорились о покупке трех систем. Естественно, он хочет защищаться так именно от российских ракет дальнего действия.

– То есть про "Железный купол" в Киеве сказали, потому что она самая известная? И, на ваш взгляд, то, что нужно Украине – это другая система Израиля?

— Это не "Железный купол", совершенно верно. Это называется Arrow: на русском "Стрела", на иврите "Хец". Она очень дорогая. Одна батарея таких систем со всеми радарами и техникой стоит под миллиард долларов. Ее также хотят купить индусы, Южная Корея и Япония.

– Есть ли шанс, что Израиль согласится на каких-то условиях продать или передать Украине любую из этих систем?

— Я сомневаюсь. Тут мы уже переходим от военной техники и технологии к международной политике. Я понимаю, что в Украине этого очень хотят и что борьба их справедливая, но Израиль с самого начала – я имею в виду, с 2014 года, поскольку мы не работаем на пропагандистском канале, мы знаем, что война России против Украины началась в 2014 году – почти бескровная аннексия Крыма и потом кровавая война на Донбассе, которую якобы Россия не вела, но все понимают, кто за этим стоит. И Израиль уже тогда выбрал позицию строгого нейтралитета, как Швейцария. Можно этот выбор обсуждать, можно по поводу него спорить, и споры такие в Израиле все время идут. Израиль до этого поставлял различную технику и сотрудничал в оборонных делах как с Украиной, так и с Россией.

После 2014 года Израиль прекратил сотрудничество с Россией по теме беспилотников. То, что сейчас есть у России, – это российские версии очень старых израильских беспилотников, которые в Израиле уже не изготавливают. Делали израильские автоматические винтовки, насколько я помню, по израильской лицензии. Было большое сотрудничество с "Мотор Сич" по разным ракетным системам у нас. Но из-за войны Израиль проводит политику нейтралитета по многим причинам, в которых можно упоминать и наши стратегические интересы в Сирии, где находится Россия, где мы хотим иметь свободу действий против Ирана и "Хезболлы", и забота о еврейских общинах как в Украине, так и в России, поэтому мы не хотим обострять отношения. Это обуславливает многолетнюю политику нейтралитета, которая соблюдалась при разных правительствах и разных премьер-министрах. Поэтому мой вывод, что это очень маловероятно. Я знаю, что Израиль оказывает серьезную гуманитарную помощь Украине и будет оказывать еще. Но с точки зрения военной помощи Израиль заявил нейтралитет, и я пока не вижу, что он меняет эту позицию.

– "Железный купол" можно применить в других странах? Или она была создана исключительно под Израиль?

– Нет, конечно, можно. В том-то и дело, в отличие от первой версии, которая была создана, чтобы решить чисто израильскую проблему защищать небольшие города, кибуцы и деревни вокруг сектора Газа в основном у египетской границы, а потом и ливанской, современная ее версия мобильная, она на огромном грузовике-трейлере, и она призвана именно защищать важные объекты инфраструктуры, штабы, концентрации сил, когда на каком-нибудь плацдарме собирается большое количество сил и техники, и личного состава. То есть это называется по-английски point-defence system. Если, например, какие-то вражеские системы залпового огня, откроют огонь по вашему штабу, куда приехал большой генерал, то эта система, которая рядом стоит, сможет эти ракеты все перехватить.

И теперь ее поняли, эту систему уже хотят во всем мире. И первый ее покупатель официальный – это Соединенные Штаты Америки, купили в прошлом году две батареи. Они теперь установлены, они установили их на Гуаме для защиты своих баз там.

– А как вообще происходит передача таких систем другим странам?

— Это длинная история. Американцы сначала одолжили одну установку со всей ей обслугой и проводили испытания у себя где-то там в пустыне Нью-Мексико. Причем были и американские системы, которые не смогли работать на таком уровне, хотя они по-прежнему дали контракт фирме Raytheon делать подобную систему, но которая может быть готова через пять-семь лет, потому что американцы, естественно, хотят иметь свою. А пока как промежуточная мера они купили две батареи в Израиле. Все это видели. Прилетели несколько огромных самолетов Galaxy и Globemaster, привезли даже специальные американские тягачи, на которые эти установки установили, как их интегральная часть. Потом они въехали обратно в эти самолеты, и несколько самолетов отправились в Америку, а потом – на Тихий океан.

То же самое и немцы, как я знаю, прислали делегацию, немецкие ВВС, поскольку именно ВВС будут оперировать этими системами. Они сейчас проходят начальное ознакомление и обучение на одной из баз в Израиле. Там как раз сейчас находится заместитель министра обороны Германии. Вчера он встречался с нашим замначальника Генштаба. И они будут здесь обучаться. А тем временем эти системы еще надо произвести. Я как понимаю, речь идет о постройке дополнительной производственной линии на заводе, где их делают, поскольку там и так работают в три смены. Это отдельная проблема, кстати. Например, если вы сказали, чтобы Украине поставить систему "Железный купол", то лишней нет. Это значит, что ее нужно снимать практически с боевого дежурства в Израиле. А в Израиле она охраняет не только южную границу, но и северную. И все время есть опасение, что иранцы науськают на нас боевиков "Хезболлы", единственный способ которых воевать против нас, – это стрелять ракетами, поскольку в лоб с нами воевать они боятся.