Общественно-политический журнал

 

Визит Шольца в Вашингтон оказался провальным

"Я вам обещаю, мы будем в состоянии это сделать", - сказал президент США Джо Байден на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Олафом Шольцем. Он имел в виду остановку газопровода "Северный поток - 2", если Россия вновь нарушит границы Украины. На таком языке говорит мировая держава, которая уверена в своем партнере. Но превратить слова в действия должна будет Германия, к которой протянут "Северный поток - 2".

Канцлер Шольц по крайней мере не возражает Байдену. И этого, мол, уже достаточно. Ведь решиться говорить о газопроводе напрямую, он не может. Вместо этого канцлер прячется за формулировки, которые многие наблюдатели за 62 дня правления Шольца уже хорошо знают: в случае вторжения в Украину "все опции на столе" и Россия "заплатит очень высокую цену". И здесь мало помогут даже его туманные угрозы о том, что Россию может ожидать "еще больше", чем она может себе представить. Такой язык в США никто не понимает.

Не блестящий визит Шольца

#woistScholz (#гдеШольц) - хэштег в Германии, который оставил по дороге в Вашингтон канцлер Шольц. На протяжении недель он не сказал почти ни слова. Вместо блестящего выступления в качестве "лидера Европы", которому могут позвонить, когда хотят поговорить с Европой, во время пресс-конференции журналисты увидели лишь продолжающийся поиск правильных фраз.

Еще до прибытия канцлера ФРГ в Вашингтоне задавались вопросом: можно ли полагаться на Шольца? По этой причине Байден чрезмерно демонстрировал своему гостю, что у США нет сомнений в том, что Германия и Шольц "абсолютно надежные" партнеры. Но и это вряд ли поможет остановить критику, которая звучит со стороны американцев в адрес канцлера ФРГ.

Шольц не оставил американцам ни одной цитаты, несмотря на то, что говорит по-английски. Из его уст не были произнесены даже заверения в том, что Германия будет гарантировать в Европе соблюдения тех ценностей, которые разделяет с Америкой. Пафос ему чужд. Но ведь гость должен преподнести подарок, пусть и такого рода, которого не было. А это было очень важно. Уже несколько недель аналитические центра во всех утренних и вечерних телепередачах трубят о том, что Берлин снова увиливает, когда речь идет о жестких темах. И вместо оружия поставляет Украине каски и лазареты.

То, что Шольц, как и большинство немцев, хочет сохранить мир в Европе дипломатическим путем, в США давно известно. Но у Вашингтона, в отличие от Берлина, нет страха перед тем, что восстановить мир можно и военным путем. И здесь вряд ли поможет даже заявление Германии о переброске 350 военнослужащих в Литву для укрепления восточного фланга НАТО.

Шольц говорит дипломатическим языком, который сложно перевести на язык американцев, и особенно на язык американских политиков в Конгрессе. Байден ощущает на себе давление конгрессменов, в то время как канцлер Шольц должен защитить себя от своего же однопартийца и экс-канцлера Герхарда Шрёдера, который как раз был выдвинут в совет директоров  "Газпрома", и который  сделал в принципе возможным строительство "Северного потока - 2".

В то время как Байден и Шольц встречаются в Вашингтоне, в Москве президент Франции Эмманюэль Макрон ведет переговоры перед камерами со своим коллегой  Владимиром Путиным. Российский президент заявляет, что через несколько дней проведет телефонные переговоры с Макроном. Таким образом все ниточки урегулирования опаснейшей конфронтации с Россией с момента холодной войны могут оказаться в руках у Парижа. Так что не ясно, кто подхватит эстафету Ангелы Меркель.

Михаэла Кюфнер