Общественно-политический журнал

 

Выборами называть происходящее язык не поворачивается. Но что делать?

Хотел написать, что делать на выборах. Но выборами называть происходящее язык не поворачивается. Спецоперация по захвату власти. Почти всех сильных оппозиционных политиков из гонки вышибли. Делали это нагло, по-хамски – да вы и без меня все прекрасно знаете. Но что делать?

Если нет готовности или возможности брать власть на улице, то нужно идти на избирательные участки. Все разговоры о том, что ваше участие что-то там легитимирует – бессмысленны. Выборы в России легитимировали, легитимировали, да не вылегитимировали. О легитимности уже давно нет речи. Речь только об одном – какова роль общества в процессе формирования власти.

Теперь по цифрам. В России 24 региона – это так называемые электоральные султанаты, то есть субъекты РФ, где на выборах ЕР получает «146%». Когда жители крупных городов сидят дома, решают исход выборов голоса именно оттуда. По оценке политологов А.Кынева и Д.Орешкина (можете сами послушать их в эфире на «Эхе»), у ЕР за счёт этих регионов всегда «в кармане» 15 миллионов голосов избирателей. Плюс каждый четвёртый голос из других субъектов РФ. А дальше все зависит от явки. Останетесь дома, ЕР наберёт, сколько захочет, не утруждая себя фальсификациями там, где будет заметно и может спровоцировать протесты. Вспомните, что стало причиной выхода людей на Болотную площадь, которого никто не ожидал.

Как известно, 40 миллионов россиян не ходят на выборы. По оценкам социологов, из них 30 миллионов – оппозиционно настроены. Именно поэтому власти по всей стране «сушат явку». Одних стараются не информировать, других – убеждают не ходить по разным причинам (выбора нет, все уже решено и т.д.).

Как политик, которого отстранили от участия в выборах, сначала посадив в ИВС, а затем выдавив из страны, лучше других понимаю, как все грустно в этот раз. Но.

Если нет альтернативной стратегии (а ее нет), то участие даже в таком голосовании лучше неучастия. Тем более, вам это ничего не стоит. 10-20 минут, чтобы дойти до избирательного участка, взять бюллетень и опустить в урну (хотя бы в мусорную, если так уж захочется) – не такое большое усилие. Не говорю уже о том, что есть возможность поставить галочку дистанционно. И лучше голосовать в последний день, чтобы у жуликов было меньше времени на фальсификации.

А теперь о том, за кого голосовать. Не знаю, к чему будут призывать организаторы УМГ, но мое видение совпадает с позицией Виктор Шендерович. Послушай всех – сделай так, как ты хочешь.

Если в вашем округе есть более-менее известные кандидаты наших взглядов, например, тот же Вишневский (Борис, напомню, Лазаревич), Владимир Рыжков, Сергей Митрохин, Кирилл Гончаров, Игорь Николаев, Алёна Попова (они идут от Яблока) и т.д, смело голосуйте за них. Некоторое количество достойных людей все же смогли попасть в эти чертовы-бюллетени, пусть не все из них смогли договориться друг с другом.

Есть хорошие кандидаты, которые смогли договориться о выдвижении от системных партий, как, например, Соломон Гинзбург в Калининграде или Эльвира Вихарева в Москве. Наверняка, в регионах участвуют и другие известные активисты и правозащитники – поддержите их. Не исключено, что в случае победы кто-то из «системных» займёт твёрдую позицию в парламенте, как тот же Михаил Тимонов в Мосгордуме.

По возможности, поддерживайте кандидатов наших взглядов, особенно если они ведут кампанию. Даже если они не попадут в Думу в этот раз, помогите им занять 2 место в округе. Это станет хорошим трамплином для победы на следующих региональных выборах.

Если таких кандидатов нет — смотрите рекомендации УМГ. Если человек не вызывает рвотного рефлекса, голосуйте за него. Если вызывает, испортите бюллетень, в конце концов.

Если будут сомнения, заходите на сайт Михаила Ходорковского: тут очень подробно расписаны позиции всех кандидатов.

Конечно, не стоит тешить себя надеждами, что в этот раз нам удастся повлиять на расклад в Госдуме. Нет, но… Массовое протестное участие граждан в голосовании в любом случае станет проблемой для власти.

Если граждане мобилизуются против режима в ответ на репрессии, то, значит, ставка только на силовиков становится для режима рискованным делом. А значит доминирование «ястребов» в вопросах внутренней политики может быть пересмотрено.

Если общество планирует играть хоть какую-то роль в процессе формирования власти, то всегда нужно участвовать. Не только в выборах, но на ближайшие выходные другой стратегии нет. Пусть это будет нашим политическим жестом в сторону власти. Не буду расшифровывать, каким.

Дмитрий Гудков