Общественно-политический журнал

 

Россиянам посоветовали готовиться к осеннему скачку цен на продукты после выборов в ГосДуму

Рост цен на продукты в России, уже ставший рекордным с 2015 года, может выйти на новый виток осенью, когда запасы свежего урожая начнут истощаться и завершатся выборы в ГосДуму.

Подорожать могут абсолютно все продовольственные товары, заявил «Вечерней Москве» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Хотя в «коротком моменте» может быть снижение стоимости, незаменимым продукты - такие, как крупы, макароны, сахар, растительное масло и хлеб, - в конечном итоге «все равно будут дорожать», полагает Шелищ.

«Единственное главное ограничение цен сегодня - спрос потребительский. Но, как всегда, дорожают больше всего те продукты, которые называются неэластичными, цены на которые неэластичны по спросу. Как ни повышай цену, люди все равно будут их покупать, потому что их нечем заменить», - заявил он.

Риски ускорения продовольственной инфляции возникнут после выборов в ГосДуму, предупреждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

До сентября розничным сетям дали негласное указание ограничивать рост цен на социально значимые товары. Как рассказывали «Коммерсанту» источники на рынке, неофициальное распоряжение, поступившее из Минпромторга касалось мяса, рыбы, масла, молока, сахара, соли, чая, хлеба, круп, макаронных изделий.

Рост цен «вызывает обеспокоенность госорганов», сообщили источники «Ъ»: инфляция прочно держится в топе причин для недовольства россиян, а вопрос цен на морковь дошел до «Прямой линии» президента.

«Нельзя исключать, что розничные сети могут откладывать рост конечных цен накануне выборов, чтобы затем перейти к их ускоренному повышению в четвертом квартале», - отмечает Орлова.

Инфляционное давление, по ее словам, могут усилить также выплаты населению, которые власти проведут перед голосованием. В общей сложности они составят около 200 млрд рублей.

Розничные сети сидят на «пороховой бочке» инфляции, в то время как поставщики повышают отгрузочные цены, а стоимость продовольствия на мировых рынках держится у 10-летних максимумов.

Майский опрос представителей бизнеса, который провел ЦБ, показал, что инфляционные ожидания у ритейлеров достигли максимума за 18 лет. 
Сезонно скорректированный индекс ожиданий цен в рознице достиг 47,92% - на столько число респондентов, ожидающих дальнейшего повышения стоимости товаров превысило число тех, кто ждет стабилизации или замедления инфляции.

В оптовой торговле и обрабатывающей промышленности этот же показатель и стал рекордным за всю историю данных (с 2002 года) - 42,99% и 33,22% соответственно.

По темпам инфляции в промышленности - 35% год к году - Россия занимает четвертое место среди крупных мировых экономик, отмечает Орлова. Показатели выше - только в Казахстане, Турции и Бразилии.

Предприятия обрабатывающего сектора подняли цены на свою продукцию на 25,5%. На 16,4% дороже стали товары пищевой промышленности, на 34,4% - металлопродукция, на 40,1% взлетели отгрузочные цены в химической промышленности.

Этот скачок в конечном итоге оплачивают потребители. По данным Росстата, на конец июня темпы роста цен на продукты в России достигли 8,67% год к году.

Хлеб стал дороже на 7,93%, чем год назад, крупы - на 14,48%, макароны - на 7,83%, мясо - на 11,5%, в том числе курятина - на 18,92%.

Стоимость рыбы взлетела на 14,24%, подсолнечного масла - на 27,46%, сахара - на 43,79%, овощей - на 11,76%.

Картофель подорожал более чем вдвое с начала года (+101%), морковь - на 141,8%, капуста - на 80,2%, лук - на 40,1%, баранина - на 12,5%, маргарин - на 11,8%.

Решить проблему можно, если наращивать количество предложений на рынке, полагает Шелищ из Союза потребителей. «Нужно больше производить самим и не закрываться от конкуренции с импортом. Но пока не особо справляемся», - констатирует он.

ЮНИСЕФ: более 9 млн россиян экономят на еде и недоедают

Более 9 миллионов россиян живут в условиях нехватки еды или недостаточного питания, говорится в подготовленном Детским фондом ООН - ЮНИСЕФ - докладе о продовольственной безопасности в мире.

Порядка 400 тысяч россиян (данные за 2018-2020 годы) авторы доклада отнесли к группе "экстремальной уязвимости". В эту категорию эксперты ЮНИСЕФ относят тех, кто фактически находится на грани голода: из-за нехватки денег ограничивает количество еды, пропускает приемы пищи.

Еще порядка 8,7 млн россиян (6% населения), согласно данным Детского фонда ООН, относятся к группе умеренной уязвимости - это те, кто не пропускает приемов пищи, но в целом заметно сокращает ее потребление. К этой категории людей относятся, как правило, те, кто вынужден экономить на еде, заменяя питательные продукты низкокачественными.

В июне прошлого года Россия отчиталась в ООН о победе над "крайней нищетой". В "Добровольном национальном обзоре", подготовленном Аналитическим центром при правительстве России, говорилось, что в России практически нет населения с доходами, которые, по версии Всемирного банка, являются порогом абсолютной бедности - 1,9 доллара в день (около 150 рублей).

Малоимущими в России считают людей с доходами ниже прожиточного минимума. В настоящее время прожиточный минимум на душу населения составляет 11 653 рубля, для трудоспособного населения - 12 702 рубля, для детей - 11 303 рубля, для пенсионеров - 10 022 рубля.

В апреле этого года Росстат опубликовал данные, согласно которым число россиян с доходами ниже прожиточного минимума упало до 12,1% (17,8 млн человек). С резкой критикой данных Росстата тогда выступил миллиардер Олег Дерипаска.

"На самом деле граждан с такими доходами [ниже прожиточного минимума] у нас в стране порядка 80 млн, - написал Дерипаска в своем телеграм-канале. - Но Росстат за последние годы научился так виртуозно жонглировать цифрами и манипулировать статистикой, что мы теперь вынуждены читать такие "бравые" отчеты о "победах" над бедностью. Обидно только, что "победы" эти в основном на бумаге происходят", - возмущался бизнесмен.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда в ответ на критику заявил, что "Росстат все-таки оперирует большим выверенным массивом", после чего пост Олега Дерипаски был отредактирован: фразы с критикой Росстата исчезли, пропала и оценка количества бедных в России.