Общественно-политический журнал

 

Школа тупости

Игорь Кон

Я очень надеюсь, что заявленная реформа старшей школы не осуществится. Идея ее очень понятная. Она состоит в том, чтобы превратить авторитарную систему в тоталитарную. И для этого нужно сформировать послушных подданных, которым требуется индоктринация, а знания им не нужны.

Такого рода коррективы учебного плана и системы образования практически исключают какие бы то ни было инновации. И некому будет в Сколкове работать, надо тогда его закрывать, не достраивая. И в других местах будет некому работать, усилится отставание страны от Запада.


Мне кажется, что эти соображения совершенно нереальны уже в зародыше, а эффект их может быть резко отрицательным. Это какие-то истерические попытки увековечить власть любой ценой. В том числе ценой ликвидации современного образования.

Никаких гарантий от уличных событий это все равно не дает, потому что в стране отсутствуют демократические механизмы решения назревших проблем и амортизации назревающих конфликтов. Необходимо координировать интересы разных социальных групп, ведь мы живем в очень сложном обществе. Интересы разных групп – и этнических, и социальных, и всех прочих – не совпадают и никогда совпадать не могут и не будут. Поэтому требуется координация. И желательно предвидеть конфликты, а не сталкиваться с их последствиями. Если этих механизмов не будет, то никаких других способов кроме уличных у населения (можно ли его назвать народом, это большой вопрос) все равно не останется.

То, что произошло 11 декабря, не было неожиданностью. Все эти вещи, которые «всплыли» 11-го, были давно понятны. Просто, к сожалению, у меня такое впечатление, что власть старается не столько ограничить насилие, сколько его монополизировать. И поэтому, когда насилие проявляют те, кого условно называют «наши» (я не имею в виду никаких конкретных организаций), то это ничего, власть смирится. Если начинают бузить и проявлять агрессию какие-то группы, которые власть своими не считает, это воспринимается как опасность.

Наличие демократических механизмов решения вопросов не освобождает демократическое общество от периодических событий подобного типа. Мы видели и во Франции, и где угодно, что, когда оказывается, что какие-то категории людей справедливо или несправедливо осознают себя недооцененными, лишенными перспективы, они находят какие-то символы. Они могут быть какими угодно: националистическими, религиозными. И тогда возникают такие события.

Никаких способов, всегда и везде годных для того, чтобы таких вещей не происходило, человечество не знает. Просто демократическое общество отличается тем, что оно мобильно и поэтому находит возможность разрешать один конфликт, отсрочить другой и так далее.

http://www.grani.ru/blogs/free/entries/185349.html