Общественно-политический журнал

 

Крутой поворот Трампа и возобновление военного сотрудничества с курдами

«У меня нет конечной даты для вывода американских войск из Сирии», - так  заявил на недавней пресс-конференции глава Центрального командования США, генерал Кеннет Маккензи. На этой неделе американские войска в Сирии пополнились бронетанковыми подразделениями. По словам Маккензи, эти силы в сотрудничестве с курдскими ополченцами расширят свои действия против «Исламского государства» в провинции Дейр-эз-Зор.

Это объяснение противоречит заявлению Трампа, что «Исламское государство» побеждено и американские войска завершили свою миссию в Сирии. Но, похоже, что, на самом деле ИГ - лишь предлог для отказа от решения об уходе из Сирии.

Аналитикам остается только гадать, является ли фактический возврат США в регион частью хитроумного плана госдепартамента, очередным примером "стихийности" Трампа или новым козырным тузом, вытащенным из колоды его бизнес-ходов. Во всяком случае, его внезапный визит в Афганистан 28 ноября и заявление о возобновлении переговоров с талибами, которые были недавно прекращены, буквально накануне подписания соглашения, укладываются в стратегию "уйти, чтобы остаться".

Это уже происходило в отношениях с Северной Кореей, Россией, той же Турцией и теперь происходит в Сирии. Как бы ни характеризовать данное решение, возврат США в регион снова изменил расклад сил.

Курды снова на карте

Решение оставить американские войска в Сирии повлияло на готовность курдских ополченцев соблюдать соглашение, подписанное между ними, Россией и США 22 октября. В нем говорится, что курды должны отступить на 32 километра (20 миль) от турецкой границы. В последние дни их вывод приостановился, что заставило министра иностранных дел России Сергея Лаврова сделать угрожающее заявление, ибо это произошло после того, как Россия недавно объявила, что все курдские силы уже выведены.

Россия и Турция обеспокоены, что в связи с изменением политики США и возобновлением их союзничества с курдскими силами для войны против ИГ соглашение с курдами может потерпеть крах. Это может побудить Турцию возобновить свои военные операции, ставит под вопрос судьбу планируемой зоны безопасности и предполагаемого перемещения беженцев из Сирии в данный район.

Со своей стороны, Россия рискует, что Турция может обвинить ее в том, что она не выполняет свою часть соглашения и все это подорвет планы по возврату курдской автономии под контроль Асада.

Дипломатический провал

Параллельно дипломатическое мирное наступление также терпит провал. Во время встречи представителей конституционного комитета по Сирии, которая состоялась на этой неделе в Женеве, стороны не смогли договориться даже о повестке дня будущих встреч.

Причем, разногласия существуют не только между оппозицией и представителями режима, но и между представителями самой оппозиции. В первую очередь, потому, что в конституционном комитете почти нет представителей сирийских курдов, хотя они составляют около 20 процентов населения страны.

Люди, формально представляющие курдов, принадлежат к курдскому Национальному совету, который является частью коалиции оппозиционных движений. Однако сам совет контролируется курдской администрацией в Ираке, находящемся под патронажем Турции, выступающей против любого участия сирийских курдов в процессе.

В этом заключается еще один аспект возвращения США и возобновления военного сотрудничества с курдскими ополченцами. Их статус боевой силы при американской поддержке может также укрепить их на дипломатическом фронте и дать понять как Турции, так и России, что без них любой дипломатический процесс обречен.

Иранский аспект

Пока Россия и Турция бьются на военном и дипломатическом фронтах, пытаясь расширить свое влияние в Сирии, Иран сосредоточился на закреплении своих позиций. Тегеран завершает строительство большой военной базы в Абу-Камале на границе с Ираком, которая обеспечит стратегический наземный маршрут между Ираном и Сирией.

Иран также стремится экономически закрепиться в Сирии. Он подписал соглашение о строительстве электростанции в Латакии стоимостью 400 млн. евро и контракт на строительство электрической сети в регионе Хомс и в других городах. Несмотря на эти достижения, Иран остается далеко позади России, которая обладает правами на разработку сирийских нефтяных месторождений, большинство из которых сейчас находятся под контролем курдов и американцев.

По ком звонит будильник

Возврат США в регион и восстановление курдов, как влиятельного фактора, имеет не только региональное, но и мировое значение. Это стало катализатором обострения противоречий в блоке НАТО, накануне юбилейной 70-й встречи, которая должна пройти в Лондоне 3-4 декабря. В рамках ее подготовки 28 ноября состоялась встреча президента Франции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. На ней Макрон заявил, что перед альянсом стоят стратегические вопросы: мир в Европе, отношения с Россией, тема Турции.

Президент Макрон продолжает обогащать дипломатический язык эффектными заявлениями, сравнив свои слова про «смерть мозга» альянса с будильником, который пробудил находившийся в коме союз.

Причем, Турция усилила этот звонок на полную мощность, бросив новый вызов западным союзникам. В штаб-квартире НАТО сообщили, что Анкара не поддержит модернизированную доктрину НАТО, предусматривающую более активные действия по защите Польши и стран Балтии от «российской угрозы». Согласно заявлениям Турции, этого не произойдет, пока альянс не одобрит ее действия против курдов на севере Сирии.

При этом Макрон и глава турецкого МИДа Мевлет Чавушоглу также обменялись острыми выпадами. Французский президент заявил, что Турция, которая начала в Сирии военную операцию "Источник мира", угрожающую коалиции против ИГ, не может рассчитывать на солидарность и поддержку НАТО.

«Макрон собирался создать на курдской территории террористическое государство, но его постигло разочарование»,- заявил в ответ турецкий министр. Он добавил, что Макрон должен стоять плечом к плечу с союзниками по НАТО, а не выступать против них.

Добавим также, что внезапный маневр Трампа вновь поставил на повестку вопрос, могут ли столкнуться в Сирии войска двух союзников по НАТО: США и Турции.

Владимир Поляк