Общественно-политический журнал

 

«Вероятность, что Россия распадётся с каждым днём увеличивается»

В Вильнюсе в субботу начал работу VIII Форум свободной России. На конференцию приехали несколько сот участников, как из России, так и из других стран мира, в том числе и живущие в эмиграции политики.

Открыл первое заседание основатель форума Гарри Каспаров. Он говорил о роли недавно умершего правозащитника Владимира Буковского и других диссидентов в переменах в мире, отмечающем 30-летие со дня падения Берлинской стены: "В России бесконечные "заморозки", от сообщений о репрессиях у людей опускаются руки. У многих есть ощущение, что эта власть – навсегда. Но представьте, с какой стеной боролись 50 лет назад такие люди, как Буковский! Тогда казалось, что Берлинская стена и это состояние будет навсегда. Тем не менее они боролись и победили. При тех ужасах, которые происходят в России, всё равно наши шансы победить гораздо выше, и связь с прошлым помогает нам в борьбе. Важно не повторить ошибок, сделанных после 1991 года, когда злу дали затаиться под обломками Берлинской стены, и оно вылезло наружу".

Первой темой дискуссии стали репрессивные практики путинизма. Бывший политический заключённый Даниил Константинов высказал мнение о том, что путинский режим движется в сторону тоталитаризма. Примером является борьба власти с инакомыслием, особенно с религиозными меньшинствами. "Бить омоновцы стали меньше, но суды работают, как в ГДР или в Чили времён Аугусто Пиночета. Активно координирует репрессии ФСБ. Дрейфу в сторону тоталитаризма мешает отсутствие у деятелей режима Путина единой идеологии. Они циники, у них нет внутреннего огня, но полицейские практики в России уже хуже, чем в брежневском СССР", – считает политический эмигрант Роман Попков.

Недавний узник российских тюрем украинский кинорежиссер Олег Сенцов высказал мнение о том, что в борьбе за независимость Украине нужны союзники: "У Украины и России общий враг – Путин. Путина может победить только российский народ. Любой, кто считает, что Крым – это Украина, наш союзник. У нас в Украине была преступная власть Януковича. Дошло до точки кипения, началась мирная революция, народ вышел на улицу, потом начал сопротивляться, дошло до баррикад, горящих покрышек и до стрельбы. Вели бы мы себя мирно, разошлись – у власти до сих пор был бы Янукович, который бы "переизбрался". Было бы как в России. Мы не смирились, мы не такие как в России, и скинули его. Вот 26 февраля 2014-го проукраинские манифестанты заняли Верховный совет Крыма, а потом разошлись, пошли по мирному пути, в итоге мы потеряли Крым и начался Донбасс. Я против насилия, но иногда надо проявить силу".

Правозащитник Лев Пономарёв считает, что в России ещё не сложилась полноценная диктатура: "Пока это не власть одного человека. Есть конкуренция разных силовых структур, которые воюют друг с другом. Есть надежды на молодежь, которая выросла в условиях частичной свободы. Они не боятся. Чем более удачно будем им помогать, тем быстрее ситуация изменится. Я против насильственной революции в России. С путинской машиной надо бороться мирным путем".

"Мы живём в условия трансформации российского общества. На карте России – тысячи протестных акций, такого не было никогда. Есть миф о том, что победить путинскую систему невозможно. Но граждане побеждают, например, в Екатеринбурге, в борьбе против храма, в Сунском лесу. Аналогичные победы были достигнуты в Москве, – говорит живущая в эмиграции гражданский активист и общественный деятель Евгения Чирикова. – Еще недавно нельзя было вообразить протесты в связи с недопуском кандидатов в Мосгордуму. Граждане показали, что они хотят быть властью. Такие же протесты проходят в Бурятии, в Калмыкии. Не надо недооценивать наши победы".

"Власти научились проигрывать, а потом выигрывать. Победа Алексея Навального длилась один день, потом все было отыграно. В Екатеринбурге отбили парк, а теперь идёт зачистка. Множество небольших акций могут быть поняты как показатель температуры общества. Мне ощущение оптимизма дает лишь то, что окончательно разделились власть и общество", – отмечает куратор арт-проектов Марат Гельман, который предлагает инициировать культурные инициативы.

"Впервые Фонд борьбы с коррупцией проявил себя как политическая организации и провёл людей в Мосгордуму. Алексей Навальный выполняет задачу установления своей монополии в оппозиции. И часть политиков сдвинулась в сторону диссидентства, как Михаил Ходорковский. Невнятица будет продолжаться бесконечно, пока оппозицию будут объединять личности, а не идея России будущего, которую мы предлагаем обществу", – заявил живущий в Киеве российский политик, бывший депутат Государственной думы Илья Пономарёв.

Илья Пономарев сказал, что вероятность, что Россия распадётся с каждым днём увеличивается. Он добавил, что идея может сплотить и изменить режим, а не протест.

"Как можно спорить про "умное голосование", когда его итогом стал "слитый протест", мэр Москвы Сергей Собянин на месте, а много людей село в тюрьму? В России наблюдается стабильный тренд ухудшения ситуации, поезд идет в одном направлении. Полезно делать экскурсы в историю. В истории СССР были периоды, когда большевики шли на послабления, это случалось в те периоды, когда народу предлагалось спасать власть. Лидеры Запада вели себя жёстко, когда советские диссиденты требовали от Запада не идти на уступки, и эти голоса сыграли важную роль, – отмечает Гарри Каспаров. – Позорная политика лидеров западных стран в отношении Путина связана с тем, что у них есть отговорки. Мы требуем санкций, но есть люди в России и за её пределами, которые говорят: не надо так жёстко обращаться с Путиным. Изменения в России назрели. Спонтанные протесты набирают обороты. Но они не дадут результата, если российская власть не потерпит геополитического поражения. А этого не случится, пока мы не выступим единым фронтом. Нужно доказать Западу, что путинский режим представляет собой опасность. Гэбэшный режим мирно не трансформируется, он падёт только после геополитического поражения. Сила Путина – в слабости Запада".

Участники Форума обсудили взаимосвязь экономической и политической ситуации в России

В начале разговора Анастасия Никольская психолог, научный сотрудник РАНХиГС, доцент РГУ имени Косыгина отметила, что известная метафора о борьбе телевизора и холодильника не совсем верная. Не существует прямой зависимости между благосостояние граждан и протестными настроениями.  Устойчивая бедность часто становится гарантией консерватизма и нежелания что-то менять.

Значительная часть населения заинтересована в изменениях в стране. Но не имеют какой-либо идеи преобразований. Как пояснила исследователь, россияне  до сих пор не переболели идеей миссианства. С точки зрения Никольской, им нужно предложить новую, ненасильственную миссию. Сами идеи насилия не прочно укоренены в настроениях граждан. В частности негатив к мигрантам испытывает далеко не большинство россиян. Чаще это люди старшего возраста, живущие в малых городах, малообеспеченные. При этом понятие достатка тоже довольно относительное. Для россиян достаток начинается с дохода в 50 тысяч рублей в месяц. 

Молодежь в России и вовсе зачастую относиться очень терпимо и толерантно к различным группам населения. В среде молодых людей распространен конкурентный индивидуализм. Молодые люди часто выступают за экономическое неравенство.

Политолог Андрей Илларионов также отметил, что о точной статистике говорить сложно.  Отдел отвечающий за статистику передавали из ведомства в ведомство, увольняли руководство, методики подсчета. Эти меры Илларионов сравнил с расстрелом отвечавших за статистику в сталинское время, когда статистика не устраивала вождя. Таким образом официальная статистика деградировала окончательно, и никто толком не знает, что происходит. Тем не менее,  с точки зрения политолога, очевидно, что продолжается стагнация. За 11 лет, с 2008 года, ВВП увеличился на 5%. Как отметил политолог, во времена, называемые застоем, с1974 по 1982 год, ВВП вырос за 8 лет на 17%.

При этом также как и Никольская, Илларионов отметил, что нет прямой зависимости между благосостоянием и распространением тех или иных идей. В качестве примера, политолог привел ситуацию в Петрограде в 1917 году, когда в город не привезли белого хлеба началась революция. В то же время при советской власти бывало, что в том же городе не было не только белого хлеба, а и многих других продуктов, но революции не случилось. Также в современных США по многим опросам граждане придерживаются социалистических и коммунистических идей.

Оппонируя Никольской, Илларионов отметил, что интерес к изменениям среди россиян может быть совсем не в пользу демократической оппозиции. Многие из желающих перемен по опросам хотят возвращения Сталина. "Вариант под названием "Сахаров" в этих опросах даже не звучит, это уже не говоря о варианте "Буковский", — заявил он.

В то же время Никольская предположила в ответ, что опрашиваемые "сталинисты" желают репрессий отнюдь не для населения, а для чиновников, которых перестали отождествлять с обществом. В частности, пожелавшие вернуть смертную казнь, высказались за казнь для коррупционеров. Таким образом "сталинизм" существует как ответная реакция на отсутствие демократии.

В свою очередь Илларионов выделил элементы необходимые для демократических изменений: гражданское движение среди неравнодушных граждан; политические инструменты для изменений (не только выборы); четко артикулированая цель, идея, понимание того, что необходимо создать. По его мнению Форум мог бы стать площадкой для координации такого национального движения. И ему не хватает только политических инструментов. Политолог предложил сосредоточится на их обсуждении.

Публицист Игорь Яковенко, как и предыдущие ораторы отметил, что схватка телевизора с холодильником — это лишь миф. Самые протестные в России Москва и Петербург не являются самыми бедствующими.  "Самым протестующим слоем населения должны быть бомжи, кто нибудь видел протест бомжей?", — отметил Яковенко. Миф о борьбе телевизора и холодильника порожден наследием марксистско-ленинской теории и отсутствием надежд на помощь Запада и собственную оппозицию.

В то же время Яковенко отметил идеологическую слабость самого путинского режима. Любой тоталитарный режим базируется на идеологии. У путинского режима нет идеологии, ни одного текста, который отражал бы образ будущего по Путину. Есть только раскручивание настроений ненависти через ТВ. Население страны страдает почти наркотической зависимостью от распространения настроений ненависти. При этом возможно, что молчаливое большинство часто мимикрирует под настроения крикливого меньшинства.

Илларионов возразил, что у Путина есть идеология, которая строится на мировоззрении уличной шпаны. Яковенко отказался считать эту систему ценностей идеологией. Заметив, что идеология имеет в основе некий набор идей, которые можно логически опровергнуть. То, о чем говорит Илларионов не более чем стиль, стиль опровергнуть невозможно.

Айдар Губайдулин рассказал вкратце о собственном опыте участия в попытках изменить происходящее в России. 27 июля он был задержан у мэрии на несогласованной акции у мэрии. После того, как попытался вступиться за избиваемых росгвардейцами. Он кинул пластиковую бутылку в сторону силовиков. После возбуждения уголовного дела ему пришлось покинуть страну. (вот и весь результат попытки воздействовать на власть, она не слышит и не хочет ничего и никого слышать - ЭР)