Общественно-политический журнал

 

Ситуация в Великобритании фактически непредсказуема

Премьер-министр Борис Джонсон уже объявил, что у него связаны руки, и потребовал досрочных выборов, но оппозиция не спешит пойти ему навстречу. У Соединенного королевства нет никакого решения, а итоги выхода из ЕС без соглашения хорошо почувствуют все участники.

(Великобритания должна покинуть Евросоюз через восемь недель — 31 октября. Но депутаты британской Палаты общин попытались отложить дату «развода» до 31 ноября. Учитывая, что со следующей недели работа парламента будет приостановлена, ситуация в Великобритании фактически непредсказуема: «Брексит» могут перенести, а могут не успеть. Законопроект о досрочных выборах также был заблокирован)

Британия всегда была символом демократии, страны, в которой была написана великая Хартия вольностей, парламент которой является источником острой зависти. Но, возможно, нам следует изменить наше восхищенное отношение. За последние пять лет в Британии прошли два референдума, две избирательных кампании, у руля находится третий по счету премьер и ожидаются новые выборы.

Политическая система, которая победила Наполеона и Гитлера, традиция, которая сочетает в себе конституционную монархию и парламент с двумя палатами, местными выборами, которые представляют большие возможности для самоуправления граждан и широкую автономию для отдельных регионов - все это разваливается на наших глазах в ускоряющемся темпе.

Британия становится все больше похожа на Алису в стране чудес, которой нужно бежать все быстрее и быстрее, чтобы остаться на том же месте. Выборная власть снова и снова проводит драматичные голосования, чтобы опять оказаться в том же тупике.

Понятно, чего хотят или хотели люди: покинуть ЕС. Также ясно, что граждане, или вернее их представители, хотят соглашения с Европейским союзом. При этом существует соглашение, подписанное бывшим премьер-министром Терезой Мэй с ЕС, которое парламент трижды отклонил подавляющим большинством голосов. Но это единственное реальное соглашение, по мнению ЕС, хотя проблемное и компромиссное, но это наилучший вариант.

Британский парламент отклонил его, зная, что альтернатива этому - не соглашение на лучших условиях, а выход без соглашения, но и этот вариант также был заблокирован самим парламентом. Это звучит смехотворно, но ситуация крайне серьезна.

В последние дни голосования в парламенте звучало высказывание о том, что преданность стране важнее лояльности к партии. 21 депутат от консерваторов проголосовал против лидера своей партии, несмотря на угрозы об исключении. О своей отставке заявил и родной брат премьера Джо Джонсон. Также среди выбывших были Филип Хаммонд, старейшина консерваторов и Николас Сомс - внук Уинстона Черчилля. Черчилль, напомним, был одним из самых энергичных сторонников объединения Европы и явился основателем Совета Европы.

Сам Борис Джонсон пять лет подряд голосовал против правительства, от проведения кампании за выход из Европы до бесчисленных голосований против премьер-министра Мэй. И если обращаться к историческим примерам - где был бы мир, если бы Черчилль, который снова и снова восставал против суперпопулярного премьер-министра Чемберлена и политики умиротворения, которую фактически поддерживал весь народ, был исключен из парламента из-за нелояльности?

Джонсон объявил, что после поражения в парламенте его руки связаны, и он не может вести переговоры с Евросоюзом, поэтому он просил провести досрочные выборы. Это совершенно логичный шаг - за исключением того, что Лейбористская партия в них не заинтересована.

Оппозиция не верит Джонсону: она утверждают, что если проголосует за досрочные выборы, премьер-министр установит их срок, на что он имеет право, после 31 октября, то есть после «Брекзита», и, таким образом, в конце концов, добьется выхода без соглашения.

В настоящее время парламент принял законы, касающиеся только Великобритании. Другими словами, тот факт, что парламент решил не выходить без соглашения, не требует согласия другой стороны. Великобритания согласилась со сроком 31 октября 2019 года, и ЕС уже дал понять, что дальнейшего продления не будет, если Великобритания не предложит новое соглашение, но его нет, как нет.

Европа также будет поражена «Брекзитом» без соглашения. Большой вопрос, насколько. Пока все, как могут, готовятся к неизбежному крушению: Франция, Бельгия и Нидерланды нанимают сотни пограничных инспекторов и таможенных инспекторов; Великобритания готовится к нехватке товаров; британцы, живущие в Европе, и европейцы, живущие в Великобритании, пытаются проверить свой правовой статус — и это касается миллионов людей.

Никто на самом деле не знает, что произойдет 1 ноября или, конечно, позже - если срок будет продлен. Джонсон призывает к выборам 15 октября, чтобы премьер-министр имел мандат на саммите ЕС, по данному вопросу, назначенном на 17 октября. И всего через две недели после саммита будут «Брекзит», который Джонсон обещал провести 31 октября. Парламент думает иначе. Оказывается, Великобритания хотела слишком многого от выхода из ЕС. Но ни одна из сторон не соглашается друг с другом - и ни одно решение не имеет большинства в обществе или в парламенте.

Орен Нахари