Общественно-политический журнал

 

В то время, как мир переходит на ВИЭ, Россия делает ставку на уголь

В саксонском городке Липпендорфе энергетический концерн EnBW на время вывел из эксплуатации блок угольной электростанции. Причина оказалась весьма необычной: обеспечивать его дальнейшую работу стало просто-напросто нерентабельно. Цены на квоты на выбросы углекислого газа продолжают расти, а при благоприятных погодных условиях все больше электроэнергии можно получать из альтернативных источников. Что касается последних, то первая половина 2019 года выдалась на редкость удачной: вначале было много ветреных, а затем солнечных дней.

Результат не заставил себя долго ждать: за шестимесячный период  в Германии возобновляемые источники (ВИЭ) впервые выработали больше энергии, чем угольные и атомные электростанции. Доля электроэнергии, произведенной из энергии солнца, ветра, биомассы и воды, составила 47,3%.

На уголь и АЭС пришлось 43,4%, еще 9,3% электроэнергии было получено из газа, а остальные 0,4 процента - из других источников, в том числе, нефти. Такие данные в июле предоставил Институт солнечно-энергетических систем Общества имени Фраунгофера (Fraunhofer ISE).

Доля угля в энергобалансе ФРГ резко снижается

Сотрудник аналитического центра Agora Energiewende Фабиан Хайн, впрочем, подчеркивает, что такая ситуация сложилась лишь на данный момент и о долгосрочной тенденции пока говорить преждевременно. Первая половина 2019 года оказалась особо ветреной: в результате объемы электроэнергии, выработанной ветряками, выросли примерно на 20% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Генерация электроэнергии с использованием солнечных батарей увеличилась на 6%, а на газовых ТЭС - на 10%.

Доля атомной энергетики в общем энергобалансе страны практически не изменилась, а угля - снизилась. По сравнению с первым полугодием 2018 года, из каменного угля произвели на 30%, а из бурого - на 20% меньше электроэнергии.

И это вполне объяснимо. Из-за растущих цен на эмиссионные квоты генерация электроэнергии из угля обходится концернам все дороже. Газовые электростанции также выбрасывают в атмосферу CO2, однако в меньших объемах, и работают более эффективно.

Выгодные газовые электростанции

Как сырье газ, как правило, дороже угля. Однако в первой половине 2019 года цены на газ в регионе были низкими, поэтому часть электростанций, работающих на голубом топливе, оказались более прибыльными. 29 июня 2019 года цена на газ на голландской торговой площадке TTF составляла около 10 евро за мегаватт-час, а годом ранее - почти 20 евро.

Как поясняют в Федеральном объединении предприятий энерго- и водоснабжения (BDEW), одной из причин падения цен стала сравнительно теплая зима, поэтому в хранилищах осталось еще много газа. Кроме того, в Европе появились несколько новых терминалов для приема сжиженного природного газа (СПГ).

При этом рост объемов электроэнергии, вырабатываемой из энергии солнца и ветра, и снижение мощности угольных электростанций привели к сокращению выбросов углекислого газа. По данным BDEW, в первой половине 2019 года этот показатель был примерно на 15% ниже, чем за аналогичный период 2018 года.

Несмотря на это, в объединении подчеркивают, что к 2030 году в Германии планируют довести долю "зеленого электричества" в энергобалансе до 65%. Этой цели можно будет достичь лишь при условии, что переход на альтернативные источники энергии будет осуществляться ускоренными темпами, уверены в BDEW.

Россия упорно делает ставку на экспорт угля, хотя его потребление в мире упадет

Мир вступил в эпоху нового энергоперехода: доля ископаемых источников энергии постепенно уступает место возобновляемым (ВИЭ). Сильнее всего будет снижаться значение угля для мировой энергогенерации. Согласно экспертным оценкам, пик его потребления уже пройден в странах Европы, СНГ, Северной Америки, Японии и Китае. Россия, несмотря на это, намерена удвоить свой угольный экспорт к 2035 году. С необходимостью соответствовать этой стратегии сталкивается и главный перевозчик угля - компания РЖД, которая недавно сообщила о предстоящих массовых сокращениях.

Институт энергетики РАН совместно с Центром энергетики бизнес-школы "Сколково" представили в июне прогноз развития мировой и российской энергетики до 2040 года, согласно которому к этому сроку уголь может снизить свою роль в мировой генерации с 35% (в 2015 году) до 22%. Это самое серьезное ожидаемое сокращение среди всех видов топлива. В структуре мирового энергопотребления доля угля сократится, согласно прогнозу, с 28% до 19% - с 5,5 млрд тонн условного топлива до 4,4 млрд.

В соответствии с различными сценариями, пик спроса на уголь в мире либо уже прошел, либо будет пройден в ближайшие годы: по оценкам BP Rapid Transition 2019 и инновационного сценария бизнес-школы "Сколково", он был преодолен в период с 2010 по 2018 годы. По прогнозам EIA IEO 2018, BP 2019 Evolving transition и ряду других - в период с 2018 до 2025 года.

В региональном разрезе ситуация выглядит так: пик потребления угля пройден в Северной Америке, Японии и Китае до 2015 года, в Европе и СНГ - еще до 1990 года, до 2040 года он будет пройден во всех остальных странах и регионах - за исключением африканских государств и Индии. Эксперты констатируют: "Сокращение угольной генерации в развитых странах превысит ее прирост в развивающихся".

Таким образом, Индия, более половины всей электроэнергии которой вырабатывается на теплоэлектростанциях, в среднесрочной перспективе станет ключевым импортером угля. Сегодня, согласно экспертному анализу БКС Экспресс, она занимает второе место после Китая в топ-5 импортеров. Страна закупила в 2017 году более 200 млн тонн угля (собственное производство составило около 730 млн).

Третье, четвертое и пятое места делят Япония, Корея и Тайвань. Лидерами среди экспортеров сегодня являются Индонезия, Австралия и Россия. По добыче угля по итогам 2017 года Россия занимала шестое место (ведущие пять добывающих стран - Китай, Индия, США, Австралия и Индонезия).

Угольные планы России до 2035 года: ставка на двукратный рост экспорта

В России в 2018 году было добыто 439,3 млн тонн угля (это самый высокий показатель за все десятилетие), следует из доклада замминистра энергетики Анатолия Яновского на съезде руководителей угледобывающих предприятий РФ в феврале 2019 года. Поставки на внешний рынок составили 209,8 млн тонн. Из них в восточном направлении ушло 99 млн тонн, в западном - 110,8 млн. Продолжают вводиться все новые мощности, число новых шахт и разрезов превышает число выбывающих. Растут инвестиции в основной капитал - в 2018 году их объем составил 150 млрд рублей (плюс 45,6% по сравнению с 2017 годом).

Наращивание активности обусловлено далеко идущими планами России в угольной сфере. По прогнозу АО "Росинформуголь", спрос на уголь на международном рынке до 2035 года будет стабильно расти и достигнет к этому времени максимум 1,6 млрд тонн, минимум - 1,4 млрд. Доля России при этом вырастет с текущих 15% до 25%, то есть Россия планирует поставлять на внешние рынки 400 млн тонн угля, практически вдвое увеличив нынешние объемы экспорта.

В Минэнерго считают, что и главный перевозчик угля - "Российские железные дороги" - должен подстраиваться под эти планы. Долгосрочная программа развития РЖД предусматривает отправку в 2030 году в восточном направлении 250 млн т угля, в западном - 150 млн тонн. При этом регуляторы констатируют, что инфраструктуры РЖД, как и портовой инфраструктуры для выполнения планов по экспорту угля в восточном направлении до 2030 года, недостаточно, и необходима "форсированная программа их развития". А вот на западном направлении развитие соответствующей инфраструктуры признают избыточным.

Уголь для РЖД и угроза "омертвения инвестиций"

По словам замруководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александра Поликарпова, в 2018 году в структуре грузооборота доля каменного угля составила 43,9%, а в структуре доходов компании - 19,8% (215,3 млрд рублей). Для сравнения - доля доходов от нефтяных грузов достигла 27,6%, однако в последние годы (с 2012 по 2018-й) объемы железнодорожных нефтяных перевозок сократились из-за ввода новых трубопроводов.

"Для удовлетворения спроса на перевозки грузов, в том числе на отправку каменного угля на экспорт, РЖД реализует ряд инфраструктурных проектов, самый масштабный из которых - развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. В результате его реализации значительно увеличится пропускная способность БАМа и Транссиба. Прирост объема вывоза полезных ископаемых с Восточного полигона увеличится к 2025 году с 58,1 до 210 млн тонн", - сообщил Александр Поликарпов.

Инвестиции в развитие Восточного полигона превысят 1 трлн рублей. Финансирование будет осуществляться в основном за счет собственных средств перевозчика, проект должен быть завершен до 2025 года. К слову, к этому же году компания планирует сократить почти 30 тысяч своих сотрудников.

"Инвестиционные решения о развитии инфраструктуры, которые принимаются сегодня, по большей части игнорируют глобальные тренды. Есть угроза возможного омертвения инвестиций", - предупреждает директор Центра энергетики бизнес-школы "Сколково" Татьяна Митрова.

Не исключает существования "рисков недозагруженности железнодорожной инфраструктуры в случае снижения перевозок угля" и эксперт ИПЕМ. В то же время, по его словам, на этот случай РЖД "в последние пять лет развивает новые сервисы и технологии", которые призваны диверсифицировать перечень перевозимых грузов.

Ценовые риски чрезмерного увлечения углем

Помимо риска недозагруженности в силу снижения спроса на уголь существуют также риски падения его стоимости, что может стать критичным как для угледобывающих компаний, так и для перевозчика. Как заявил финансовый аналитик "БКС Премьер" Сергей Дейнека, "к текущему моменту мы наблюдаем падение цен на уголь. Это заставляет всех основных мировых экспортеров переориентироваться на поставки в азиатский регион, что будет в перспективе оказывать большое давление на цены поставок в страны АТР".

Существенное влияние на ценовую конъюнктуру мирового рынка угля, по словам эксперта, в перспективе 10-15 лет будут также иметь темпы замещения угольной генерации альтернативными источниками электроэнергии в странах Европы и политика такого влиятельного игрока на рынке, как Китай, промышленность которого может обеспечить производство угля в масштабах 4 млрд тонн в год.

"Не стоит забывать и про Индию, которая, несмотря на инфраструктурные ограничения, может производить до 1 млрд тонн", - отмечает Дейнека. В конечном итоге, по его мнению, если цены не превысят 65-70 долларов за тонну (а пока это маловероятно), это существенным образом скажется на конкурентоспособности и степени "выживаемости" российских компаний в обозримой перспективе.