Общественно-политический журнал

 

Близится время, когда источником надежд и трагедий будут не религия и национализм, а пустой желудок

В торговых войнах между США и Китаем предметом раздора стали компьютерные чипы и айфоны. Это понятно, потому что в основе конфликта по большей части лежит вопрос о глобальном лидерстве в сфере высоких технологий, который и станет определяющим фактором в такой сфере, как, например, создание искусственного интеллекта.

Но торговые войны оказывают влияние на такие продукты, как свинина и соевые бобы, и игнорировать это нельзя. Даже в мире роботов и гигантских массивов данных люди должны есть и надеяться, что так оно всегда и будет.

Дело не только в торговых войнах, которые ведет Трамп, но и в том, что он упрямо отказывается принять тот факт, что мировой климат изменяется – все вместе это создает условия, которые угрожают сделать снабжение продуктами питания во всем мире менее надежным, чем мы привычно ожидаем.

Два всадника будущего продовольственного апокалипсиса несутся по Китаю. Китайцы - крупные потребители свинины, но свинофермы страны понесли существенный урон в результате эпизоотии африканского свиного гриппа. Тем временем осенний урожай оказался под угрозой вторжения гусеницы, известной под названием «малая совка», в результате чего могут заметно сократиться урожаи риса, кукурузы и пшеницы. Цены на продукты питания начали расти.

Ни одна из этих проблем не связана с изменением климата, но они свидетельствуют о том, что промышленное сельское хозяйство, которое так успешно снабжало мир продуктами питания, не защищено от бедствий всемирного масштаба.

Изменение климата сделает такие масштабные бедствия более частыми. В 2007-11 годах в США было отмечено более чем в четыре раза больше опасных погодных феноменов, причинивших ущерб на сумму более 1 млрд. долларов (в ценах 2011 года), чем в 1980-85 годах. В случае, если в одном и том же году произойдет два катастрофических явления такого рода, мировой урожай внезапно снизится на 5-10 процентов, что примерно равно годовому потреблению США.

Изменение парадигмы безопасности

Благодаря системе глобальной свободной торговли, которую так ненавидит Трамп, в случаях, когда в одной части земного шара возникает нехватка продуктов, другая часть мира может отправлять туда продукты. Эта система не идеальна, но сегодня уровень продовольственной безопасности в мире выше, чем когда-либо в истории.

Изменение климата будет во многом способствовать резкому изменению привычных нам моделей производства и потребления продуктов питания. Оно также повлияет на систему доставки продуктов питания от места их производства к месту потребления.

Но если Трамп не прекратит свои торговые войны, а другие страны последуют его примеру, то систему, которая питает мир (международная торговля поставляет количество основных продуктов питания - пшеницы, кукурузы, риса и соевых бобов, - достаточное для того, чтобы прокормить 2,8 миллиарда человек), неизбежно разрушат страх и протекционистская политика, именуемая в экономике «разори своего соседа».

Это уже верно по отношению к Китаю, который не желает связываться со своим непостоянным партнером - Америкой Трампа,  чтобы решить эту проблему.

Чтобы представить, каково положение, например, на Ближнем Востоке, умножьте на 10 проблемы, с которыми сталкивается Китай. Известно, что регион этот засушливый и только около 5 процентов земель являются пахотными. Правительственная политика только усугубляет ситуацию тем, что поощряет фермеров выращивать зерновые культуры, нуждающиеся в больших количествах воды, и, соответственно, вне всякой меры эксплуатировать подземные водоносные горизонты. Несмотря на то, что воды в регионе мало, цены на воду основательно субсидируются правительством и немалое ее количество расходуется впустую.

Со временем будет только хуже. Изменение климата ударит по Ближнему Востоку сильнее, чем по большинству регионов мира. Кроме того, регион в целом не располагает техническими ресурсами и руководством, которое могло бы эффективно с этими проблемами бороться. За последнее столетие температура тут  поднялась на 0,5 градуса, а количество осадков в некоторых районах упало на целых 10 процентов. Прогнозы на  будущее - еще более высокие температуры, больше засух и более низкая урожайность.

Кто будет кормить регион? Уже сегодня Ближний Восток является крупнейшим импортером продуктов питания. Несмотря на то, что на его долю приходится всего 6 процентов мирового населения, он поглощает 27 процентов мирового импорта зерновых; на Ближний Восток приходится огромная доля таких продуктов, как сахар и птица.

Как бы ни развивались события, изменение климата поставит  Ближний Восток в еще большую зависимость от импорта, чем когда-либо, однако система мировой торговли может оказаться недостаточно надежной для обеспечения удовлетворительных по объему поставок продуктов питания, и мы это уже видим.

На то, что США ввели пошлины на китайкие товары, Китай отплатил той же монетой, обложив пошлиной сельскохозяйственные продукты, которые он импортиирует из США. В результате экспорт соевых бобов и других масличных культур из Бразилии в Китай подскочил в период с июля 2018 года по апрель 2019 года на 48 процентов. Некоторые эксперты прогнозируют, что для удовлетворения потребностей Китая в сое Бразилия может выделить территорию, по площади превышающую Грецию.

Но если китайцы импортируют больше бразильской сои, это означает, что кто-то другой ее недополучает. И, о чудо, СМИ сообщают, что правительство Саудовской Аравии обеспокоено тем, что импорт продовольствия из Бразилии может сократиться. Саудовская Аравия выращивает только 8 процентов зерновых, которые она потребляет.

Израиль может оказаться в лучшей ситуации, чем его соседи, потому что располагает большими технологических и финансовыми ресурсами, которые помогут справиться с изменениями климата и нарушениями поставок продуктов питания. Но это вовсе не означает, что Израиль в безопасности: он не сможем оставаться в стороне от климатических и продовольственных кризисов, происходящих в соседних странах, от которых страну отделяет всего лишь граница. Подобное уже произошло однажды – вспомните гражданскую войну в Сирии, которая, по мнению многих аналитиков, была вызвана сельскохозяйственным кризисом, причины которого - климатические.

На пороге - Ближний Восток, где источником надежд и трагедий будут не религия и национализм, а пустой желудок.

Дэвид Розенберг

Комментарии

Николай on 13 июля, 2019 - 18:37

Все это и многое другое проанализировано почти десять лет назад в документальном фильме National Geographic : 2210: Конец света? (Крах на основе книги по Джаред Даймонд) / 2210: Der Collapse? (Based on the Book by Jared Diamond) (2010) Очень познавательно