Общественно-политический журнал

 

Курды в Сирии переходят из ислама в христианство, либо вообще становятся атеистами

В городе Кобани на севере Сирии, недалеко от границы с Турцией, растет появившаяся совсем недавно община христиан-евангелистов. Агентство Reuters опубликовало интервью с главой этой общины Омаром Фирасом, который объясняет рост христианства в Сирии тяжелыми последствиями деятельности «Исламского государства» (ИГ).

«После войны с ИГ многие люди отошли от ислама и стали искать другой путь, — говорит Фирас. — Они были перепуганы и чувствовали себя потерянными».

Появившись сначала в Ираке, а потом в Сирии, ИГ проводило политику геноцида курдов, особенно езидского меньшинства, как и других религиозных меньшинств. Город Кобани несколько месяцев был в осаде, но в начале 2015 года курдской «пешмерге» при поддержке американской авиации удалось отбросить боевиков от города. Но потребовалось еще несколько нелегких лет борьбы, чтобы полностью освободить от исламистов район Рожавы, сирийского Курдистана.

В ходе осады большая часть города Кобани находилась под постоянными обстрелами ИГ. Многие жители погибли, многие потеряли своих близких. Когда вернулся мир и боевики были отброшены, Омар Фирас прибыл в Кобани в составе миссионерской группы, которая оказывала помощь жителям лагеря беженцев. Именно там Фирас создал небольшую общину, в которую вошли несколько семей, решившие оставить ислам и принять христианство. Они основали евангелистскую церковь в Кобани. Сегодня община объединяет 20 семей, то есть около ста человек, но их число постоянно растет. Многие жители интересуются христианством, но боятся совершить этот шаг – переход в другую религию. Ведь по фундаменталистскому толкованию ислама, которого придерживались боевики, за вероотступничество полагается смертная казнь. И хотя суннитский ислам не согласен с радикальным толкованием ИГ, курды, знакомые не понаслышке с исламом в версии ИГ, перестали чувствовать себя спокойно в исламе. Они либо становятся атеистами, особенно в городской местности, либо ищут для себя более гуманную конфессию.

«ИГ назвал происходящее религиозной войной, постоянно использовал религиозные лозунги. Из-за этого многие курды потеряли доверие к религии в целом, а не только к исламу», — подчеркивает Фирас.

«Исламское государство» уничтожила практически все христианские общины на территориях, которые находились под контролем этой террористической группировки. С момента начала «арабской весны» христиане подвергались гонениям по всему Ближнему Востоку. Многие из них погибли, многие бежали в Европу или США.

И сегодня в Сирии звучат голоса критики в адрес тех, кто решил перейти в христианство. По их словам, они принимают христианство не в результате духовного поиска, а из чисто меркантильных интересов. По их мнению, христианам проще найти работу, им оказывают помощь европейские и американские благотворительные организации, да и перспективы получения политического убежища в Европе или Америке лучше, чем у мусульман. Новые христиане Кобани отвергают эти обвинения. Они говорят, что их обращение было исключительно вопросом веры.

«Мы встречаемся по вторникам и проводим службу по пятницам. Она открыта для всех, кто хочет присоединиться», — говорит Фирас, который отметил в интервью агентству Reuters, что новообращенные в Кобани не меняют свои имена на христианские. Нынешний пастор церкви Зани Бакр (34) сам принял христианство в 2007 году. В прошлом году он прибыл в Кобани из Африна, курдского города на севере Сирии, который подвергался жестоким бомбардировкам турецкой авиации. По его словам, сегодня в Сирии больше новообращенных в христианство, чем во всем Африне.

Впрочем, многие в Кобани, особенно старшее поколение, воспринимают появление христианской общины скептически и обвиняют во всем западных миссионеров. Они убеждены, что западные христианские организации решили воспользоваться хаосом на Ближнем Востоке и травмами войны, чтобы расширить свои ряды.

«Многие люди думают, что они каким-то образом извлекают из этого выгоду, возможно, христианские организации им материально помогают, может, им дают льготы при получении убежища, — сказал бывший учитель арабского языка Салих Наасан в беседе с журналистом.

Президент США Дональд Трамп обязался помочь христианам Ближнего Востока с убежищем, когда ввел в 2016 году запрет на въезд в США граждан наиболее опасных с точки зрения террора стран. Тем не менее, получить политическое убежище непросто, многие христиане из Сирии и Ирака получили отказ в Европе и США.

Корреспондент Reuters пытался взять интервью и у новообращенных членов евангелистской общины Кобани, но из этой затеи ничего не вышло. Люди наотрез отказались фотографироваться или называть свои имена. Они очень напуганы, опасаются реакции соседей и даже боятся расправы в случае огласки.

Цви Зильбер