Общественно-политический журнал

 

В противодействии иранской экспансии, на карту поставлены честь и престиж американского президента

«Соединенным Штатам не удастся превратить 4 ноября в траурную дату в Иране», — заявил на днях духовный лидер аятолла Али Хаменаи. И он прав, потому что день 4 ноября уже вошел в историю исламской революции. В этот день в 1964 году шах изгнал из страны аятоллу Хомейни, который оказался в Турции и поселился в доме офицера турецкой разведки. Спустя 11 месяцев он переехал в Ирак, в шиитский город Наджаф, но в 1978 году был изгнан оттуда Саддамом Хусейном, который был недоволен тем, что аятолла настраивает шиитов против суннитского режима. Хомейни перебрался во Францию, где ему предоставили политическое убежище, и открыл там политический салон, где и зародилась исламская революция.

Вряд ли Дональд Трамп сознательно выбрал для введения санкций памятный день в календаре исламской революции. Но вне всяких сомнений введение санкций вызывает у иранцев серьезное беспокойство. И не только у иранцев. Мировая экономика готовится к скачку цен на нефть. Если простым гражданам придется платить больше за бензин для автомобилей и электроэнергию, то посмотрим, кто окажется более стойким перед лицом санкций – Иран или страны Запада.

Аналитики утверждают, что введение санкций создаст на мировых ранках дефицит нефти в объеме 2 млн. баррелей в день. Саудовская Аравия и Россия способны удовлетворить этот спрос, но это не произойдет в один момент. Это процесс, который продлится, как минимум, до марта 2019 года. При этом США станут в большей степени зависеть от доброй воли Саудовской Аравии и России, ведь эти страны как раз заинтересованы в росте цен на нефть. За это сотрудничество американцам придется заплатить высокую политическую цену. Прежде всего, смягчить санкции в отношении России и помочь саудовцам покрыть виновников убийства журналиста Джамаля Хашогги.

Понимая это, американцы уже смягчили свои позиции. Если советник по национальной безопасности Джон Болтон еще совсем недавно говорил, что блокада Ирана будет абсолютной и бескомпромиссной (за исключением поставок гуманитарной помощи и медикаментов), то сегодня пришло понимание, что могут серьезно пострадать союзники США. На сегодняшний день, шесть государств получат разрешение торговать с Ираном в обход санкций. Пока не уточняется, какие страны в этом списке. Дональд Трамп отметил лишь, что ни одна европейская страна в этот список не войдет. Скорее всего, речь идет об Индии, Турции и Египте, которые весьма обеспокоены потерей источников энергии. «По всей видимости, мы не сможем пойти в вопросе санкций до конца», — признался Болтон на днях.

То есть, полного эмбарго на иранскую нефть не будет. Другой действенной мерой против режима аятолл была возможность отключения Исламской республики от мировой клиринговой системы SWIFT. Но министр финансов Стивен Мнучин, который является сторонником самых жестких мер против Ирана, выступил против этой меры. По его мнению, отключение от системы SWIFT может ударить по закупкам продовольствия и медикаментов, а США хотят показать, что санкции направлены против режима, а не против иранского народа.

Иран готовится к началу действия санкций. Иранский парламент обсуждает различные меры стабилизации экономики и сбережения средств государственного бюджета. В частности, на повестке дня стоит вопрос о введении квот на потребление бензина в частном секторе. Граждане Ирана смогут приобретать лишь ограниченное количество топлива по субсидированной цене, а все, что превышает установленную норму, будет оплачиваться по высокому тарифу. Если субсидированная цена литра бензина в Иране составляет примерно 24 цента США, то высокий тариф составит примерно 36 центов. По мнению аналитиков, вряд ли эта мера принесет госбюджету серьезные поступления.

Иран надеется на помощь Евросоюза, где разрабатываются меры для обхода американских санкций, и прежде всего банковских. Здесь пока особого прогресса не намечается, поскольку внесение изменений в законодательство ЕС – это длительный бюрократический процесс. А законопроект, согласно которому европейские компании, подчиняющиеся американским санкциям, будут наказываться, вовсе не кажется реальным. Да и разоблачение готовившегося иранского теракта в Копенгагене не добавило мотивации европейцам бросаться на амбразуру ради режима аятолл.

Дональд Трамп превратил Иран в главного врага Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Расторжение иранской ядерной сделки в мире считают одним из самых существенных его поступков. Поэтому во всем, что касается противодействия иранской экспансии, на карту поставлены честь и престиж американского президента. Это нельзя сбрасывать со счетов.

Цви Барэль

Президент США Дональд Трамп заявил о готовности заключить с Тегераном новую ядерную сделку. Соответствующее заявление было опубликовано 3 ноября на сайте Белого дома.

"Соединенные Штаты остаются открыты для заключения нового, более всеобъемлющего соглашения с Ираном, которое навсегда закроет ему путь к ядерному оружию, будет отвечать всему спектру их злонамеренной деятельности и которого заслуживает иранский народ",— говорится в сообщении Трампа.

По словам американского президента, Вашингтон повторно введет санкции против Тегерана, и они будут действовать до тех пор, пока не будет заключен новый договор.

"Наша цель состоит в том, чтобы заставить режим сделать четкий выбор: либо отказаться от деструктивного поведения, либо продолжать путь к экономической катастрофе",— цитируются его слова на сайте Белого дома.

1 ноября президент США Дональд Трамп за несколько дней до введения в действие второй волны санкций против Ирана подписал меморандум, в котором разрешил отказаться от поставок нефти из Ирана. Новые меры в отношении Тегерана, которые вступят в силу 5 ноября, анонсировал в пятницу госсекретарь США Майкл Помпео. США добавят в свой черный список 700 пунктов, а также введут эмбарго на импорт иранской нефти.