Общественно-политический журнал

 

Пролетарии из Карл-Маркс-Штадта

Отношение к мигрантам вновь стало главной темой для немецких политиков. Все началось с восточногерманского города Хемниц (ранее Карл-Маркс-Штадт). Это депрессивный бывший промышленный город, население которого стабильно снижается с 1990 года. При этом процент мигрантов среди жителей, наоборот, растет. Например, там большая община русскоязычных этнических немцев, приехавших из СССР, и их детей. Есть, конечно, выходцы из Турции и с Ближнего Востока.

Вот именно такая многонациональная компания и устроила после городского праздника драку, в которой приняли участие до десяти человек. В результате от ножевых ранений умер один 35-летний немец, еще двое в возрасте 33 и 38 лет пострадали, причем один из них имеет также гражданство России. Что касается погибшего, то про него вначале говорили, что он также был русскоговорящим, но позднее выяснилось, что на самом деле он кубинского происхождения. По подозрению в убийстве полиция задержала двоих: выходцев из Сирии и Ирака.

Как в свое время в истории с якобы изнасилованной мигрантами девочкой Лизой, тут тоже именно в русскоязычной среде очень быстро родилась версия о том, что погибший якобы пытался защитить некую женщину от сексуальных домогательств мигрантов. Полиция, однако, сейчас это уже опровергает.

Но кого волнует в таких случаях мнение полиции? Ее сразу обвинили в бездействии, при этом местные ультраправые, а за ними и просто обеспокоенные ростом числа мигрантов местные жители начали заявлять, что они давно предупреждали об опасности, что полиция лжет и закрывает глаза на преступления, совершенные иностранцами. Все это быстро вылилось в волнения, которые так же стремительно переросли в столкновения условных правых с полицией и не менее условными левыми, которым предложили выйти на улицы для защиты города некоторые представители местных властей.

И с той, и с другой стороны при этом хватало мигрантов, с той только разницей, что антимигрантскую повестку поддерживали многие выходцы из бывшего СССР, в том числе, разумеется, этнические немцы. Кстати, российская пресса, в отличие от европейской, сразу же плотно занялась этой проблемой, как это было после «исчезновения девочки Лизы», и всю вину, долго не разбираясь, возложила на мигрантов с Ближнего Востока.

Власти пытались гасить проблему и в итоге получили, как это обычно бывает, разрастание кризиса. В Хемнице теперь, как говорят, собрались националисты со всей Саксонии, они готовят новые акции протеста. Беспорядки начались и столице Саксонии — Дрездене. Вынуждены были высказаться по теме и канцлер Ангела Меркель, и ее оппонент внутри правительства министр внутренних дел Хорст Зеехофер — сторонник жесткого ограничения миграции.

При этом, как часто бывает, все комментарии федеральных политиков явно далеки от понимания того, что происходит в Хемнице, и показывают, что власти пока так и не попытались в этой истории разобраться.

Между тем речь о явно назревшей проблеме, которую никто не решает. С одной стороны, существует заметный рост числа мигрантов, которых многие местные жители опасаются. Чаще всего они концентрируются там, где много дешевой недвижимости, то есть как раз, например, в бывшем городе Карла Маркса, который с момент воссоединения Германии покинула приблизительно пятая часть жителей.

С другой стороны, существует проблема часто опустившихся, живущих на пособия бывших граждан ГДР и их детей, оказавшихся в депрессивном регионе, где почти нет работы. Третья проблема — снижение доверия к полиции, которая недостаточно активно, как считает средний класс в Германии, защищает общественную безопасность. Формально — от мигрантов, которые якобы распоясались. Реально же — от любого рода маргиналов, которых в Хемнице и правда хватает, хотя этот город никогда не считался таким уже катастрофически криминогенным.

Эти проблемы, собственно, и надо было бы решать политикам. Но они делают скорее популистские заявления: как в защиту мигрантов, так и против них. Или, как поступили некоторые хемницкие политические деятели, безответственно призывают своих сторонников выходить на улицы, что приводит к столкновениям и десяткам пострадавших. Все это никак не поможет решить ни собственно проблему бывшего Карл-Маркс-Штадта, ни в целом дать ответ на мигрантский вопрос в Германии.

Нестабильность явно и дальше будет нарастать, как и неуверенность части немцев в своей безопасности. И когда конфликт в Хемнице погасят, в чем не приходится сомневаться, никто не скажет, когда и где полыхнет в следующий раз.

Иван Преображенский